Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 23 Уницкая губа Онежского озера. Проблема Балтийско- Беломорского водного пути Среди многочисленных озер северо-запада Евро­ пы центральное место занимают озера Ладожское и Онежское. По своим размерам озера эти явля­ ются самыми большими в Европе, уступающими лишь Каспийскому морю, которое большей свпей частью относится к Азии. Ладожское озеро, пло­ щадью в 18.794 кв. км, среди мировых озер зани­ мает 16-е место, а Онежское, площадью в 9.890 кл. км, — 21-е место. Оба эти озера, связанные между собой р. Свирью, имеющею длину 220 км , посредством р. Невы, длиной в 72 км, соеди­ няются с Финским заливом, принадлежащим Бал­ тийскому морю. Таким образом О н е ж с к о е о з е р о я в л я е т с я з в е н о м в о д н о г о п у т и , и д у щ е г о о т М и р о ­ в о г о о к е а н а в н у т р ь е в р о п е й с к о г о м а т е ­ р и к а , при чем оно всецело принадлежит СССР, тогда как Ладожское озеро своей северной частью входит в территорию Финляндии. Свирь и отчасти Нева явля­ ются теми препятствиями, через которые в настоящем их состоянии не может быть налажено морское плавание. Особенную роль в этом отношении играет Свирь, кото­ рая очень порожиста и трудно доступна местами для плавания судов, даже речных. Такое положение Онежского озера является ненор­ мальным, так как оно, а равно и озеро Ладожское, обла­ дают вполне качествами морских путей, и улучшением условий плавания по Свири посредством шлюзования можно вполне достигнуть проникновения морских судов с Балтийского моря на эти озера. С другой стороны Онежское озеро может быть соединено и с Белым мо­ рем, так как система рек (Выг, Повенчанка, Кумса, озера Сего, Выг и др.) при помощи шлюзования рек и прорытия канала в несколько километров через водораздел позво­ ляют создать глубокий водный путь от Онежского озера к Сорокской губе Белого моря. Таким образом, в о- п р о с о Б е л о м о р с к о - Б а л т и й с к о м г л у б о к о ­ в о д н о м с о о б щ е н и и в п о л н е р а з р е ш и м , и осуществление его поставлено вопросом сегодняшнего дня. Впервые путь этот был использован еще в 1566 г., когда два английских мореплавателя Томас Соузен и Джон Спар провели по р. Выгу, Кумсе, Онежскому озеру, Свири, Ладоге и Волхову в Новгород две лодки, груженые товарами. Распродав эти товары, они тем же путем вернулись в Белое море. Путь от Сорокской бухты до Новгорода англичане прошли втечение одного месяца. Второе историческое указание на этот путь относится к эпохе Петра I. В 1702 г. Петр приказал Михаилу Щепотьеву, проложить путь от Белого моря через Сорок- скую бухту к Онежскому озеру, заготовить людей, суда и подводы, что и было исполнено. По вновь налажен­ ному пути, — где по воде, где волоком — были прота­ щены из Архангельска в Финский залив два военных фрегата, построенных в Архангельском порту. Эти два новых военных корабля усилили флот, действовавший против шведов. Идея водного соединения Белого моря с Онежским продолжала развиваться, и в 1800 г. „гражданин Арм­ стронг" и „мещанин Жданов" подняли вопрос о необ­ ходимости устройства Беломорско-Онежского пути. Пра­ вительство, получившее записку указанных лиц, пору­ чило строителю Мариинского водного пути Деволайту произвести соответствующее обследование местности пред­ полагаемого пути, но дело дальше поверхностной реко­ гносцировки не пошло. В 1824 г. купеческий сын Антонов снова поднял во­ прос о соединении Онежского озера с Белым морем, но Главное Управление водных путей нашло, что пред­ ставленный проект невыполним, причем причиной его не­ выполнимости было выставлено „большое количество озер". В 1832 г. Лешевич-Бородулин снова поднял вопрос о Беломорском пути, и на этот раз Главное Управление водных путей отнеслось более внимательно и послало для рекогносцировочного обследования пути инж. Ко- зарского. В 1838 г. был представлен проект Беломорско - Онеж­ ского канала - министру путей сообщения Бенкендорфу, который, однако, отклонил его по несвоевременности. Однако, местное население Олонецкого края настолько было заинтересовано в проведении пути, что через Оло­ нецкого губернатора Арендаренко в 1858 г. предста­ вило правительству ходатайство о проведении Беломор­ ско - Балтийского водного соединения, при чем было указано на необходимость гидрографического обследо­ вания Онежского озера. Хотя проект в целом был снова отклонен, однако был продвинут вопрос о гидрографическом изучении Онежского озера. Но и для организации съемки потре­ бовалось много лет, и только в 1871 г. Гидрографиче­ ский департамент морского министерства приступил к ее выполнению, получив на это средства от путейского ведомства. Съемка продолжалась до 1896 г., потребовала не мало средств, и в результате ее работ были составлены 4 карты озера: одна, охватывающая все озеро (6 вер. в дюйме), а три других, относящиеся -к частям озера и составленные в масштабе 3 вер. в дюйме. Однако, эти карты не были закончены, и на них по настоящее время ставится клеймо: „временная". К сожалению, материалы съемки, на основании которых составлялись временные карты, погибли во время пожара в Ярославле, куда были эвакуированы материалы Главного Гидрографического Управления,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz