Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
22 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 утверждает и проф. Липин, высказывая, что „ б о л ь ш а я ч а с т ь д о б ы в а в ш е й с я обществом „Сталь" Тулум- озерской руды с о д е р ж а л а ж е л е з а только о т 36 д о 40% и кремнекислоты от 30 до 40% , и что т а к у ю р у д у п л а в и т ь н е л ь з я , б е з п р е д в а р и т е л ь н о г о о б о г а щ е н и я " . Надо ожидать, что произ водящиеся ныне разведки Туломозерского месторождения и анализы руд 1-го сорта и руд обогащаемых, подтвер дят ранее установившееся убеждение в высокой чистоте Туломозерских руд, отсутствии в них вредных примесей и годности ее даже в целях экспортных. Хотя инж. Гла- винский и успокаивает металлургов „не б о я т ь с я с о д е р ж а н и я ф о с ф о р а в Т у л о м о з е р с к о м чугуне в 0 ,70% , так как расход твердого чугуна в шихту Мартэ- новской печи в размере 40% будет давать в ней н е б о л е е 0,30% ф о с ф о р а , —что для основных печей Мартэна допустимо11,—все же этот неожиданный факт ф о с ф о р и с т о с т и Туломозерского месторождения и полученных из него чугунов, по докладу инж. Главинского является н о в ы м и н е б л а г о п р и я т н ы м для получе ния высококачественного металла и должен быть сле дующими анализами руд подтвержден, или—опровергнут, в согласии с многочисленными прежними анализами этих руд, очевидно, не бывшими на рассмотрении инж. Гла винского. Приводимый им анализ литейного чугуна, с содержанием фосфора от 0,32 до 0 ,4 8%— ничего не до казывает, так как на литейные чугуны рудная шихта бралась с большой примесью озерных местных руд, всегда фосфористых. И д е я постановки в Петрозаводске б о л ь ш о г о ч у г у н о п л а в и л ь н о г о з а в о д а давно назрела и еще в 1919 г. мною защищалась, в предположении употре бления Пудожгорских обогащенных магнитных железняков, или Туломозерских руд, если будет проводена желез ная дорога. Ныне последнее условие будет осуществлено ради эксптоатации дачи и восстановления Туломозерского завода. Таким образом, в наличии ныне все условия для постройки такого завода вблизи Онежского механическо- металлургического завода, будущее развитие которого предвидится чрезвычайно разносторонним и важным для всей экономической жизни края. Завод, имеющий боль шое богатое навыками и опытностью заводское население, лежащий на берегу судоходного озера, по которому в будущем пройдет в о д н ы й п у т ь м и р о в о г о з н а ч е н и я (Онежско-Беломорский), который потребует вблизи себя целый ряд ремонтных мастерских, судостроитель ных верфей, моторных лодок, двигателей внутреннего сгорания (с употреблением лишь древесного горючего) и проч., такой завод, будучи единственным в Карелии, чрезвычайно расширяющей не только технологическую обработку древесины во всех видах, но и горную про мышленность (добыча слюды, полевого шпата, гранита, брусчатки, кварцитов, пегматитов и проч.),—такой завод не может не иметь своей металлургической базы не только в форме чугуноплавильного завода, но и всех дальнейших переделов чугуна в сорта стали и железа, потребные для изготовления механизмов и ремонта обо рудования всех промышленных заводов и фабрик Карелии. Особенно необходимы Онежскому заводу новые про катные универсальные и непрерывные станы для прокатки слитков—на требуемые сорта, взамен существующего ныне единственного прокатного стана с реверсивной паровой машиной (не менее 500 —800 лош. сил), пожи рающей огромное количество дров. Но всего удивитель нее, что на этом же реверсивном прокатном стане по необходимости иногда к а т а ю т и м е л к о с о р т н о е ж е л е з о с 2—3-х н а г р е в о в , как это я наблюдал еще в 1919 г. Нужно удивляться этой машине и прокатному стану, работающим в Онежском заводе с девятидесятых годов проштого столетия, когда они были за малосиль- ностью и устарелостью сняты с действия в Мотовили хинском заводе и перечислены в лом. Горный инж. Яхон тов, переведенный из Мотовилихи в Олонецкий завод, испросил разрешение Горного департамента на получе ние этой машины по цене лома и—установку ее на Онежском заводе для прокатки слитков на снарядную заготовку и листовое котельное железо. С тех пор ма шина непрерывно работает, и если для прокатки круп ного фасонного железа и—железа котельного она еще удовлетворяет своему назначению (не считая огромного расхода дорогого в Карелии—п а р а ) , то вынужденная прокатка на ней м е л к о с о р т н о г о ж е л е з а предста вляет величайший анахронизм в металлургическом мире и должна быть навсегда прекращена. Инж. А. Левитский. (Окончание следует). Онежский (бывший Александровский) металлургический завод в г. Петрозаводске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz