Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

i§ КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 Возрождение металлургии и проблема горючего в Карелии Посетив недавно, 6 июле 1930 г , Петрозаводск, я уз­ нал о восстановлении Туломозерского чугуноплавильного завода и о дальнейших предположениях по развитию металлургии в крае. Занимаясь этим вопросом •) с 1919 г., когда я был специально командирован технопромышленным отделом Петрозаводской РКИ для выяснения мер обеспечения чу­ гуном Онежского механическо металлургического завода, я тогда пришел к заключению, одинаковому с мнением проф. В. Н. Липина и М. А. Павлова,—о н е в о з м о ж ­ н о с т и в о с с т а н о в л е н и я с т а р ы х , давно закрыв­ шихся, казенных чугуноплавильных заводов —Кончезер- ского, Валазинского и др.— по их разрушенности и ар­ хаичности первоначальной техники, а из новейших заро­ дов того времени, главнейшим образом—Туломозерского. закрывшегося в 1902 г. Было известно, что, за бесхо­ зяйственным ведением дела и вследствие грубейших тех­ нических ошибок в ведении рудничного дела, все иму­ щество Туломозерского завода, после его закрытия, б ы л о р а с п р о д а н о на с л о м , в с л е д с т в и е ч е ­ г о з а в о д возобновлен быть не может. Осмотр его в 1919 г. не мог быть мною сделан вслед­ ствие происходивших тогда на границе военных действий. В и д л и ц к и й з а в о д , действовавший до 1909 г., также разорен, и все части его разобраны, частью вы­ везены, а большею частью распроданы. Следовательно, оба эти завода не могли быть быстро восстановлены, между тем как они требовались тогда из- за отрезанности Урала и»Юга России. По сообщению „Экономической Жизни", все 65 доменных печей Юга России былы потушены ёще в сентябре 1918 г., а руд­ ники железные и особенно каменноугольные были оста­ новлены, залиты водой и требовали весьма большого времени для своего возобновления. Выходом из критического положения с чугуном для Карелии и Петрозаводска являлась тогда скорейшая по­ стройка Выгозерского завода (на 2 милл. пудов чугуна в год), основанного на плавке Выгозерских озерных руд, в местности, богатой древесным топливом и сплавными путями, пересекаемыми Мурманской магистралью. Завод, по проекту проф. Павлова, намечался в северной части Выгозера, близ истока из него р. Выга, с ее водопадами и будущими гидросиловыми станциями. Изучив допрос, я пришел к заключению о н ео сущ е - с т в и м о с т и п о с т р о й к и В ы г о з е р с к о г о з а в о д а - в б л и ж а й ш и е 6— 8 л е т , намечавшегося в безлюд­ ной глухой местности, в условиях полного нарушения всех родов промышленности, транспорта, гужевых сообщений и проч.; кроме того, вся местность кругом Выгозера на­ ходилась, во время моего посещения, в районе военных действий. Неосуществимость этого проекта вызывалась затруднительностью о р г а н и з а ц и и большого коли­ чества д о б ы ч и руд за короткий летний сезон, невоз­ можностью заготовки необходимых для углежжения д р о в , ввиду отсутствия населения и лошадей и вслед­ 1 См. „ Т е х н и ч е с к и е И з в е с т и я " 1919 г. № 4—6 „ Ч у г у н н ы й г о л о д ' и проекты скорейшего получения своего чугуна в Оюнецком Крае“—А. Левитского. ствие Голода (нужда в хлебе была так велика, что су­ ществовали селения, сплошь зарезавшие лошадей на про­ корм, а переселение из Олонецкой губ. на юг приняло стихийные формы) и трудностью создания на проекти­ руемом заводе крупного заводского поселка на 1.000-1.500 человек рабочих всех категорий, необходимых заводам: лесопильно-лесоразделочному, углевыжигагельному (с отъемом продуктов сухой пгрегонки) и чугуноплавиль­ ному. Вопрос о б о б е с п е ч е н и и нового чугуноплавиль­ ного завода д р е в е с н ы м г о р ю ч и м , —т о г д а не в о з н и к а л , так как всем казалось убедительным су­ ществование достаточных запасов мертвой древесины в малоэксплоатируемых лесных дачах Карелии. Но полный недостаток рабочих рук и лошадей привели меня к убе­ ждению, что без внесения методов м е х а н и з а ц и и ле­ соразработок и транспорта, т. е. без з а м е н ы му ­ с к у л ь н о й с и л ы людей и лошадей с и л о й м е х а ­ н и ч е с к о й , — крупная разработка лесов, связанная од­ новременно с заготовкой дров для завода и заготовкой экспортного и товарного леса,— невозможны, а для ме­ ханизации лесоразработок необходимо составить более точные планы лесоэксплоатации для к о н ц е н т р а ц и и р у б о к и механизации транспорта древесины к маги­ стральным путям вывозки всех лесных материалов. Ввиду всех этих затруднений в постройке Выгозерско­ го завода и спешной потребности в получении своего чугуна, я выдвинул тогда проект постройки чугунопла­ вильного з а в о д а в самом П е т р о з а в о д с к е , где имеется крупное население, нуждающееся в работе, а углежжение может быть организовано на берегу Онеж­ ского озера из материалов, сплавленных по нему к за­ воду из дач, окружающих Онежское озеро. В качестве рудного месторождения, не имеющего недостатка в фор­ ме с е з о н н о с т и добычи, я рекомендовал П у д о ж - г о р с к о е м е с т о р о ж д е н и е магнитного железняка, его магнитное обогащение и агломерацию (спекание) ру­ ды, или Т у л о м о з е р с к и е к р а с н ы е ж е л е з н я к и . То и другое месторождение может разрабатываться в т е- ч е н и е в с е г о года и, следовательно, потребует н е- б о л ь ш о г о ч и с л а р а б о ч и х . Таким образом, н е п р и о с т а н а в л и в а я р а б о т по сооружению в будущем Выгозерского завода и не расчитывая на его скорое окончание, я предлагал при­ ступить немедленно к добыче и обогащению Пудожгор- ских руд и постройке в Петрозаводске пока о д н о й д о м е н н о й п е ч и на выплавку д о о д н о г о ми л л . п у д о в чугуна. Одновременно я предлагал немедленно приступить к эксплоатации того массива перестойных лесов Алексан- дровско-Кончезерской дачи, в размере свыше 500.000 куб. саж. древесной массы, стоимостью около 4-х милл. рублей, лежащего на водоразделе к западу от Петро­ заводска: по плану лесоустроительного совещания (1915 г.) массив этот должен быть с р о ч н о с р у б л е н в о и з б е ж а н и е г и б е л и , для чего совещанием проекти­ ровалось проложить рельсовые пути, с затратой на это до 200.000 руб. Если этот рельсовый путь продолжить далее на запад, то он войдет в район простирания пла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz