Карело-Мурманский край. 1930, N6.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 Украины, а когда в 1923 г. ему была присуждена Но белевская премия мира, он передал ее в пользу разви тия земледелия в посещенных им пострадавших от го лода областях. Еще ранее, до своего приезда в СССР, во время империалистической войны и тотчас по ее окончании, Нансен энергично работал по облегчению участи остав шихся в живых ее жертв. Он старался улучшить поло жение военнопленных, делал сборы в их пользу, а после заключения мира работал по их репатриации. Нансен, конечно, понимал паллиативный характер такой филан тропической деятельности и ограниченность своих уси лий в этом направлении, однако он считал невозможным остаться бездеятельным в тяжелую эпоху мировой ка тастрофы. Нансен не только с глубокой симпатией относился к нашей революции, он и сам в наиболее близкой ему исследовательской деятельности явился революционером. Вспомним, что втечение сотен лет все полярные экспе диции требовали затраты огромных усилий, были свя заны со многими физическими лишениями и страдания ми, а нередко и с человеческими жертвами. Основной причиной этого являлось стремление достигнуть полюса пешком по льду, пользуясь лишь помощью нескольких упряжек собак для облегчения транспортировки необхо димых запасов, Нансен первый выдвинул в девяностых годах прош лого века идею, революционизировавшую тогдашние методы полярных исследований. Заключалась она в том, чтобы передвигаться в полярных областях и, в частности, итти к полюсу, не борясь с непрерывно двигающимся льдом, но используя эту могучую и прежде враждеб ную силу, как с р е д с т в о п е р е д в и ж е н и я . Мысль эта была гениальна по своей простоте, и дрейф „Фрама“ явился бы новой эрой в истории ознакомления людей с Арктикой, если бы всего через несколько лет по его окончании, на заре ХХ-го века, не зародилась авиация. Меньше, чем через одно поколенйе, после заме чательной экспедиции Нансена и знаменитого по своему бесстрашию „прыжка“ Нансена и Иогансена с продрей фовавшего южнее предположенного „Фрама“ к полюсу, новое средство завоевания полярных стран—авиация и воздухоплавание—уже нашло свое применение для первых удачных полетов к полюсу и трансполярных перелетов. Как и во многих других отраслях человеческой деятель ности, и здесь авиация разрушила старое начало и про извела коренную техническую революцию в методах полярных исследований. Чрезвычайно интересно отметить тот замечательный для немолодого уже Нансена юный порыв, который по зволил ему резко и без колебаний изменить свои воз зрения на методику исследования полярных стран и стать во главе новой молодой школы завоевания Арк тики. Эга черта — полное отсутствие профессиональной рутины, специфического консерватизма, ярко характе ризует Нансена, уже перевалившего к этому моменту за шестой десяток лет. Фритиоф Нансен. Арктика—не только область, где пересекаются будущие воздушные трансполярные линии, соединяющие кратчай шими путями северные части охватывающих ее конти нентов, Европы, Азии и Северной Америки, но и об ширная зона, где формируется погода всех прилега ющих к полярному бассейну стран. Все работы по изу чению Арктики имеют огромное экономическое значение для всего северного полушария и требуют для своего полного охвата самого широкого международного сотруд ничества. Вот эту-то идею к о л л е к т и в н о г о завое вания полярных стран особенно энергично и пропаган дировал Нансен, настаивая на самом тесном кон такте работников науки и техники всех стран и в осо бенности, конечно, тех, которые владеют соответствен ными секторами Арктики. Нансену и удалось, благодаря своим личным качествам, научному и исслееовательскому авторитету, организовать быстро и крепко спаявшееся международное общество „Аэроарктику", уже зареко мендовавшее себя серьезной подготовительной работой. Будем же надеяться, что идеи, труды и юношеский по рыв Нансена будут лучшим образцом для всех полярных исследователей. Советская общественность приняла с искренней пе чалью весть о смерти этого великого путешественника и исследователя. К. Н. Левицкий .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz