Карело-Мурманский край. 1930, N6.

№ 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 13 О постановке антирелигиозной работы в Карелии В недавно опубликованной статье „Выровнять антире­ лигиозный фронт" тов. Ярославский заострил обще­ ственное внимание на вопросах планово поставленной антирелигиозной работы. Эга статья целым рядом момен­ тов имеет большое значение и для Карельской органи­ зации союза воинствующих безбожников. Антирелигиозному движению в Карелии при всех его колоссальных успехах, в особенности за последние два— три года, должно быть уделено больше внимания, чем это было сделано до сих пор, и его следует переклю­ чить на более прочную основу, определяемую научно- исследовательскими материалами. Мы еще до сих довольно часто, иногда совер­ шенно неожиданно, сталкиваемся с поразительными фак­ тами выполнения различных религиозных обрядностей, с довольно активной работой религиозных объединёний, всевозможными проявлениями народных суеверий и мно­ гими другими пережитками культового характера. Дока­ зывать, что все эти моменты являются громадным тормо­ зом в общем ходе культурной революции и социалисти­ ческом строительстве, не приходится. Жизнь подтвер­ ждает это на каждом шагу. Поэтому в настоящее время встает необходимость вести более планомерную систематическую антирелигиоз­ ную работу, нужно отказаться от прежнего метода „кампаний", от „пасхи" до „пасхи", а положить начало более углубленному изучению религии и определению всех местных религиозных явлений на основе материали­ стического понимания их сущности и истинного смысла. В соответствии с этим вытекает необходимость иметь своего рода лабораторию по антирелигиозным вопросам, где важнейшие вопросы антирелигиозной работы в ка­ рельских условиях подвергались бы детальному изучению и могли бы стать, при содействии печати, доступными пониманию широкой массы. В этом отношении следует отметить предпринятые Карельским государственным му­ зеем работы по созданию антирелигиозного отдела музея, основанного, главным образом, на местных материалах. В обсуждаемый % настоящее время примерный план вновь создаваемого отдела музея входят: I. История христианизации края. И. Колдовство в карельской деревне. III. Религия—тормоз социалистического строительства. IV. Антирелигиозное движение в Карелии. I. История христианизации края (с подразделением на православие, старообрядчество и сектантство). П о п р а в о с л а в и ю — будет выставлена карта Ка­ релии с нанесением на ней существующих монастырей, церквей, часовен, крестов и других мест культового характера, карта послереволюционной Карелии с отмет­ кой закрытых церквей. Пути, распространения христиан­ ского движения в Карелии (нанесены на карте). Фото­ графии и модели наиболее древних монастырей, церквей, часовен и крестов. Христианские божества и святые, наиболее чтимые в Карелии (иконы и фотографии). Производственные моменты в православии: а) святые покровители производства, б) православный сельско-хозяйственный календарь. Религиозный культ: а) Предметы поклонения— кресты, мощи, иконы; б) Принадлежности культа, употребляемые при совер­ шении обрядностей православного ритуала. Крещение. Брак. Исповедь. Причащение. Смерть. Манекены служи­ телей религиозного культа. Отражение культа в обычаях. П о с т а р о о б р я д ч е с т в у —должна быть дана карта с нанесением на ней распространения старообрядчества в Карелии. Современное состояние старообрядчества. Выговская пустынь и ее религиозное значение (фото­ графии, гравюры, иконы и т. д.) Роль старообрядчества в колонизации Олонецкого края. П о с ' е к т а н т с т в у в К а р е л и и — характеристика существующих в Карелии сект и освещение их деятель­ ности. (По имеющимся материалам и на основе деталь­ ного изучения экспедиционным путем). II. Колдовство в карельской деревне. Предметы колдовского ритуала (по приблизительному перечню ритуал достигает громадных размеров). Фото­ графии колдунов и колдуний. Характеристика их дея­ тельности в прошлом и настоящем. III. Религия— тормоз социалистического строительства. Религия и национальный вопрос (религия способствует закабалению малых народностей). Религия в борьбе за рабоче-крестьянскую молодежь. Новый быт и религия. Религиозные праздники и их вред для социалистичес­ кого строительства. Вредительство религии в строительстве. IV . Антирелигиозное движение в Карелии. Карта распространения безбожных организаций по Карелии. Наглядные результаты антирелигиозной работы в Карелии: а) фотографии закрытых монастырей, церквей и часовен; б) фотографии закрытых мест религиозного культа, которые приспособлены для культурно-экономических целей; в) антирелигиозные стенновки, плакаты, афиши; г) фотографии безбожных конференций, собраний; д) фотографии отдельных активных безбожников, фото­ графии наиболее характерных представителей религиозной среды, отрешившихся от религии и ставших энергичными безбожниками; е) библиографические указатели антирелигиозной лите­ ратуры по всем вопросам антирелигиозной работы (по обложкам литературы, художественно смонтированным). Этим планом ограничиться нельзя. Темп нашего эконо­ мического и культурного строительства настолько стреми­ телен, что наши настоящие планы через некоторое время уже будут требовать новых изменений и дополнений в соответствии с требованиями текущего дня. План должен явиться лишь основой, видоизменяемой и пополняемой в процессе дальнейшей работы. С. Марев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz