Карело-Мурманский край. 1930, N6.
№ 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 мерийцев, которых лишь по глубокому недоразумению при урочивали к небольшой части территории юга В. Европы .1 Другой разновидностью названия „kimer“ является имя suomi (sco-mer). Таким образом, финны— suomi своим племенным названием увязываются со славянами. Эта связь племенных названий славян и suomi оказы вается не случайной. Если исследования Н. Я. Марра обнаруживают наличие соответствующих закономерных связей между теми и другими на языковедном материале, то мои собственные изыскания, с учетом лингвистических данных открывают многообразные следы древних связей финнов со славянами и во всех иных памятниках прошлого этих двух групп народностей — письменных, археологических, этнографических и т. д. Но в род ственной связи через посредство древних кимер’ов оказы ваются далеко ие одни финны и славяне — киммерийцы тянут нас одинаково и в сторону Пиринеев, и в сторону Италии, и на Кавказ, и в М. Азию, и в Сибирь, где всюду кимер'ы вкраплены в современные различные на циональные группировки, а иногда сохранялись и в бо лее чистом виде. Иная группировка (геродотовы ,,невры“ ) связывает славян и финнов с иранскими народами, с од ной стороны, со скандинавскими — с другой. 2 Главным и единственным препятствием к поискам род ственных связей между народностями, территориально разобщенными между собою, служила классификация языков старой идеалистической школы языковедов. Мор фологический признак, рассматриваемый последними чи сто статически, т. е. как нечто, раз навсегда данное, разобщал такие группы народов, которые в действитель ности нё так чужды между собою. Материалистический метод в науке о языке, применяемый яфетидологами, вскрыл подлинную природу грамматических форм, ока завшихся отражением социально - экономических отно шений, а не исконными особенностями той или иной группы языков.3 Тем самым устранено упомянутое пре пятствие на пути социологов, историков, этнографов, антропологов и археологов, внимание которых отвлекалось старой лингвистической классификацией языков в сторону от поисков действительных связей между народностями, принадлежащими, по старым схемам идеалистов-лигви- стов, к различным „семьям" и даже „расам". Само собою разумеется, и карелы не могут стоять изолированно от других народностей: Дело не в слу чайно и близоруко обнаруженных признаках близости их к финнам или русским. Поверхностные выходы такого рода, вопреки материалу, подсказывающему совершенно иные выводы, могли быть продиктованы только традицион ным пониманием старых задач установления „водораз дела" между двумя соседними „господствующими1 на^ родностями, среди которых замешалась третья, малая 1 Старый предрассудок разбивает уже работа В. А. Город- цова—„К вопросу о киммерийской культуре" в Трудах секции археологии Института Археологии и искусствознания, т. 2, изд. Ранион'а М. 1928 г. г, стр. 46 — 59. Впроче л имеются и другие работы, выводившие кимер'ов за претелы Крыма. 2 Кимер'ам посвящена моя работа „Яфетический предок во сточных славян — киммерийцы", в сжатом виде доложенная мною на международном с'езде филологов — славяноведов в г. Праге (Чехо-Словакия), в октябре 1929 г. Расширенное ре зюме этой работы печатается в Москве. В полном своем виде исследование выйдет в свет, очевидно, не скоро. „Неврам" по священа особая работа — „Невры Геродота м норманны", уже приготовленная к печати. Предварительные наметки см. в статье „Днепр — Березина — река иберов", в Докладах Академии Наук СССР, сер. Е, 1980 г., 3 Н. Я. Марр. Яфетическая теория, Азгиз, Баку, 1930 г., стр. 40 и след. народность, по поводу обладания которой между двумя „большими" соседями — „хищниками" идет историче ский спор, кому быть хозяином. Совершенно очевидно, что советскому ученному ни в какой степени не при стало, хотя бы и бессознательно, класть в основу своих научных исследований предполагаемые интересы импери алистов. Не пристало исходить из упомянутых интересов и вообще всякому ученому, с отвращением относяще муся к империалистическим затеям и с уважением отно сящемуся к праву народностей, как бы численно малы они ни были, на национальное самоопределение, цели ком и до конца осуществляемое лишь в нашей стране, где ни господствующих, ни угнетаемых народностей во обще не существует. Не могу не отметить, что в литературе предмета; т.- е. по вопросу об изучении карел, уже отмечены и уста новлены связи карел с современными кавказскими на родностями. Пра - карелы разошлись с предками совре менных кавказских народностей в языковом отношении еще в обладании звуковой речью яфетической системы, именно в эпоху меди и бронзы, но еще до открытия ковки железа. 1 Таким образом, карелы имеют глубокие давнишние и достойные полного научного внимания связи с современными кавказскими народами. Едва ли этот факт заслуживает меньшего внимания, чем аналогичные связи карел с русскими или финнами. Правда, кавказские народности в антропологическом отношении почти сов сем не изучены, а упомянутая работа о пра-карелах— языковедного порядка. Но не подлежит сомнению, что научная постановка изучения карел требует тщательного выявления всех связей с иными народностями, и для осуществления этой задачи должна быть использована вся новейшая литература о карелах, которая и не столь велика и обширна. Работа, опубликованная в центральном органе, не дол жна была бы ускользнуть от внимания исследователя, правильно понимающего свои задачи. Если Д. А. Золо тареву понадобилось пристальное внимание для того, чтобы обнаружить два варианта карел — финский и рус ский, то тем менее простительно полное невнимание к работе, помещенной в академическом издании за не сколько месяцев до сдачи в набор исследования Д. А. Золо тарева. Совершенно непонятно, почему связи карел с кав казцами являются фактом, совсем не заслуживающим вни мания. Только потому, что упомянутая мною работа языко ведная? Но она ориентирует всякого исследователя карел в том направлении, куда должны итти поиски. Промол чать об этой работе нельзя, хотя бы уже по одному тому, чтобы привлечь внимание исследователей к по становке изучения в антропологическом отношении кав казцев, в чем кареловед должен бьЬъ заинтересован. Во всяком случае обнаруженное невнимание Д. А. Зо лотарева к тому, что важно, и его внимание к тому, что совсем не важно, показывает полное непонимание действительных задач изучения карел. Этот вывод не может быть смягчен тем, что исследователь устана вливает „среди карел наличие северной, балтийской ло парской рас и несомненное участие, как компонента, северноуральского типа", а по поводу финско - карель ского и русско-карельского вариантов высказывает бла гочестивое пожелание: „мы, указывая их и иллюстрируя фотографиями, не считаем их особыми расами и не хотели бы, чтобы они фигурировали, подобно расе 1 Н. Я. Марр, „Суоми-карельские и сомех-картские языки“-^- в докладах Академии Наук СССР, сер. В., 1929 г. № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz