Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.

6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 ных выплат, которые за время работы Комбината осели в основном капитале этих предприятий, т. е. вложены в и н д у с т р и а л и з а ц и ю края, а также размер выплат, оставшихся в оборотах Комбината, и выплат, вышедших из оборота Комбината и перешедших в х о з я й с т в е н ­ н ы й о б о р о т к р а я . При этом принимается в учет лишь промышленно- строительно-колонизационная деятельность Комбината, без учета выплат Комбината в транс.-эксплоатац. его части. Г О Д Ы Выплаты Комби­ ната на оборудо­ вание и инвентарь Выплаты, остав­ шиеся п обороте Комбината Выплаты, вышед­ шие из оборота Комбината и пе- | решедшие в хоз. ! оборот Края В с е г о 1923/24............................ 2 038 3015 5 472 10 517 1924/25............................ 2 700 7 250 9 100 19 050 1925/26........................ 2 150 11 540 И 798 25 488 1926/27............................ 5 665 9 737 13 849 29 251 1927/28............................. 10119 11 951 15 329 37 399 1928/29 ориентиро­ вочно ...................... 7 517 16 753 20 215 44 485 В с е г о ............. 30181 60 246 75 763 166 190 Столь крупные суммы, вливаемые в край Комбинатом Мурм. ж. д., не могли не отразиться благоприятно на всем хозяйстве края и повлиять на увеличение бюд­ жета как Карелии, так и Мурманского округа. При 22 миллионах бюджета дохода Карелии (в 28/29 г.)1значи­ тельная роль в создании его принадлежит Комбинату дороги'. Так при сумме лесного дохода в 1928/29 г. в 11 000 000 р. Желлес Мурм. ж. д. уплачивает в Карельский бюджет только одной попенной платы 1 667 000 р. за древесину вне Колонизационного фонда. Развитие промышленной деятельности Комбината вызы­ вает приток нового населения в край. Общий прирост населения Карелии за 1920—27 г. г. составляет 20 °/0, в районе же работы Комбината он достигает 46 °/0; в отдаленных районах работы Комбината прирост этот дости­ гает 175 °/0 (Кандалакшский район) и даже 5 1 8 ° /0 (Над- воицкий район). По Мурм. округу прирост населения выразился в 6 0 ° /0, а население города Мурманска за 1-ое пятилетие работы Комбината возросло с 2500 чел. до 12 000 чел. Наглядным показателем роста краевой эко­ номики в связи и под непосредственным влиянием работы Комбината является рост грузооборота дороги, увели­ чившийся в северной ее части в 6 раз. Рост перевозок грузов Желлеса и Желрыбы превышал в 2,5 раза по весу импортно-экспортные грузы (импортно - экспортные грузы в 1927/28 г. г. и 28/29 г. г. составляли 203 тыс. тонн и 367 тыс. тонн, а грузы Желлеса и Желрыбы 648 и 853 тыс. тонн); грузооборот отдельных станций в р а й о ­ н а х д е я т е л ь н о с т и К о м б и н а т а за пятилетие дает прирост грузов от 158до 578°/о, тогда как в н е р а й о ­ н о в р а б о т К о м б и н а т а рост грузооборота станций колеблется от 24 до 90°/о. Успешно преодолев за истекшее первое пятилетие наи­ более крупный этап черновой работы, чем подготовлена 1Некоторые данные о работе Карельското Правительства. Петрозаводск. 1927 г. стр. 71. организационная и финансовая база для последующей работы, и связав Карело-Мурманский край с хозяйством Союза, дорога тем самым содействует хозяйственно-по- литической связи края с Союзом и, в то же время не нару­ шая автономных прав Карельской республики, способ­ ствует ее экономическому подъему. Между тем, к р а й н е о с л о ж н я ю щ и м р а б о т у Му р м . ж .д. о б с т о я т е л ь с т в о м я в л я е т с я м н о г о ­ л е т н я я б о р ь б а з а п р а в о ж и т ь и р а б о т а т ь , к а к т р а н с п о р т н о - п р о м ыш л е н н о - к о л о н и з а ц и о н - н о м у К о м б и н а т у . Неуяснениезадач и методов работы Комбината Мурм. ж. д. при одновременной недооценке полярных природных и тяжелых экономических условий, в которых повседневно протекает деятельность Комбината, является характерной чертой многократных ревизий и обсле­ дований отдельных звеньев Комбината: красной нитью проходит желание во чтобы то ни стало превратить Мурм. ж. д. в о б ы ч н у ю э к с п л о а т а ц и о н н у ю д о р о г у с о с н о в н о й у с т а н о в к о й „д о р о г а-и зв о з ч и к “. Такое положение высказывается нередко потому, что, б а з и р у я с ь на данных истекшего периода, характери­ зующих успешность работы дороги и промышленно-хозяй­ ственный рост Карело-Мурманского края, полагают, что дорога уже завершила свою роль, как Комбинат, забы­ вая совершенно о том, что н е з а к р е п л е н н ы е д о с т и ­ ж е н и я н е г а р а н т и р у ю т д а л ь н е й ш е г о у с п е х а . В самом деле, можно ли уже сейчас, на данной стадии хозяйственно-промышленного развития края и Комбината Мурм. ж. д. поставить вопрос о расксмбинировании Ком­ бината? Для этого условимся, что мы п о н и м а е м р а с - к о м б и н и р о в а н и е , к а к л и к в и д а ц и ю о т д е л ь ­ н ы х з в е н ь е в К о м б и н а т а с п е р е д а ч е й их ф у н к ц и й с о о т в е т с т в у щ и м т е р р и т о р и а л ь ­ н ым о р г а н а м . При этом, принявшие наследство органы п р и у м н о ж а т ц е н н о с т и в с о о т в е т с т в и и с з а ­ п р о е к т и р о в а н н ы м и п о т е к у щ е й п я т и л е т к е т е м п а м и р о с т а и удовлетворят потребности тех орга­ нов, кои сейчас прямо или косвенно удовлетворяются за счет производственной деятельности. В частности, что произошло бы в том случае, если бы вот уже сейчас пере­ дать Мурманский порт в качестве приписного пункта к Ленинградскому порту, а дорогу передать в единый орган по управлению дорогами Ленинградской области? Попытаемся коротко ответить на эти вопросы. Опыт ликвидации Желрыбы, с нашей точки зрения, уже достаточно показателен для отрицательного ответа. Успешность работы Желрыбы, при отсутствии даже у нее достаточных оборотных средств, обуславливалась тем, что Ж е л р ы б а , я в л я я с ь з в е н о м К о м б и н а т а , ш и ­ р о к о п о л ь з о в а л а с ь п о м о щ ь ю д р у г их з в е н ь е в К о м б и н а т а : от Желлеса она получала необходимые строительные материалы в п о р я д к е в з а и м о о б с л у - ж и в а н и я; Мурманский порт обслуживал производство ремонта судов Желрыбы, а аппарат ж. д. (отдел пути, отдел материального снабжения, тяги и т. д.) всемерно оказывал содействие ее строительству на побережьи. Колонизационный отдел тесно увязывал свою работу по обслуживанию Желрыбой бытовых и культурных за­ просов рыбного промысла и по созданию материальной и технической для него базы, и это—не считая автори­ тетной консультации профессуры, научных работников в соответственных отраслях работы и еще более широкой консультации и непосредственной помощи в проектиро­ вании и строительстве со стороны инженерно-техниче- ческого персонала дороги. Ныне это дело передано двум организациям: на территории Карелии Каррыбакпром-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz