Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.

№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 5 товаров на сумму 178 млн. руб., а через Мурманский порт — на сумму 163 млн. руб. В целях расширения и реорганизации хозяйства порта им было за период с 1923/24 г. по 1928/29 г. включительно затрачено 2 728 000 руб. Эксплоатационные расходы за период с 1924/25 г. увеличились к 1928/29 г. с 436 803 р. до 679 410 р. или на 242 607 р., т. е, на 55 °/о. Доходы же порта за то же время возросли с 287 989 р. до 579 018 р , т. е. на 101 °/о и дефицитность порта уменьшилась с 148 814 р. до 100 392 р., т. е. на 32°/о. На предстоящее пятилетие динамика грузооборота видна из нижеприводимой таблицы: г о д ы Импорт | Экспорт Каботаж боль­ шой и малый \ В с е г о О/о отношения к грузообороту: 23/24 г. ( 88 т. тонн) Заграничные плаванья 1929/30, 248 370 62 680 360 1930/31 286 723 84 1093 580 1931/32......... 354 1 080 113 1 547 823 1932/33, 444 1 792 150 2 386 1 270 Из этих данных видно, что рост импорта на ближай­ шие четыре года предусматривается в сравнительно скром­ ных размерах. Зато экспорт увеличивается в крупных размерах. Увеличение это предусматривается, главным образом, за счет экспорта апатита, определяемого трестом „Апатит1' в 1932/33 г. в 1 000 000 тонн, экспорт леса определяется Экспортолесом, по данным двух лесозаго­ товительных организаций Кареллеса иЖеллеса, в 1932/33 г. в 398 800 тонн и экспорт хлеба предусматривается по данным Хлебоэкспорта в Д932/33 г. в 200 000 тонн. Основной недостаток порта заключается в ограниченной причальной линии, заставляющей вести смешанную работу на одних и тех же причалах (без специализации причаль­ ного фронта). В связи с генеральным планом развития порта и ростом грузооборота на данное пятилетие капитальные вложения по развитию порта и его устройств предусмотрены в такой последовательности: На 1928/2!) год . v .................. 914 тыс. руб. „ 1929/30 „ ......................... 2 800 „ „ 1930/31 „ .........................4 777 „ „ 1931/32 „ ......................... 4 014 „ „ 1932/33 „ ......................... 3 055 „ В с е г о ........................ 15560 тыс. руб. В этих суммах не отображены затраты на складское строительство. Динамика бюджета порта, в соответствии с развитием экспорта, определяется нижеследующими сравнительными данными, из коих устанавливается, что с 1930/31 года бюджет порта перестает быть дефицитным, и конец пяти­ летия должен будет дать прибыли до 900 тыс. руб. Г О Д Ы Эксплоатацион- н'ые расходы Доход 1929/30................................................ 859 500 803000 1930/31................................................ 859 500 1 000 000 1 004 000 1 450 000 1 0)8 500 1 985 000 * •К Успешность работы Комбината за истекший период в значительной степени обусловливается тем, что проводимые им мероприятия увязывались в единый комплекс о р г а ­ н и ч е с к и с в я з а н н ы х м е ж д у с о б о й м е р о п р и ­ я т и й . При оценке метода работы Мурм. ж. д., как транс­ портно-промышленно-колонизационного Комбината, и ее значения в общем плановом хозяйстве Союза существенно важно установить ее роль и влияние на рост краевой экономики. При этом необходимо отметить, что истекшее пяти­ летие в сущности явилось организационным периодом работы Комбината, периодом нащупывания правильных форм, методов практических путей колонизационно-про­ мышленной деятельности в исключительных по трудности условиях крайнего севера и при более чем скромных средствах. При таких условиях в работе Комбината и его отдельных звеньев неизбежно бывали ошибки и промахи. Однако, вряд ли эти недочеты и ошибки могут в какой- либо степени затемнить те огромные по своему значению практические и методологические достижения, которые характеризуют работу Комбината за истекший период его в сущности черновой работы. Подходя к такой оценке народно-хозяйственного зна­ чения работы Комбината Мурм. ж. д., особое Совещание при ВСНХ СССР охарактеризовало деятельность Мурм. ж. д., как транспортно-промышленно-колонизационного Комбината, следующим образом: „Констатируя, что при отсутствии отпуска из гос­ бюджета специальных денежных ассигнований в качестве оборотного капитала путем целесообразного производ­ ственного промышленного оборота имевшихся у дороги средств и привлечения средств извне Комбината на нача­ лах кредитования, Мурм. ж. д. через свое комбиниро­ ванное хозяйство влила в край значительные средства и создала в своем районе о с н о в ы д л я д а л ь н е й ш е й п р о м ы ш л е н н о й р а б о т ы в виде значительных за­ трат на капитальное строительство, необходимо признать деятельность Комбината соответствующей и политике момента". Таким образом, производя промышленно-колонизацион­ ную работу на средства, получаемые путем непосред­ ственной эксплоатаци предоставленной дороге территории, Комбинат Мурм. ж. д., развивая свою производственную работу, в то же время привлекает сравнительно крупные суммы извне Комбината и, являясь как бы конденса­ тором средств, вливает эти средства в хозяйство края и действует на него оплодотворяюще. О степени этого оплодотворяющего влияния на развитие краевой экономики дает представление размер тех денеж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz