Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.
46 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 вилки, ножницы, разная домашняя утварь, плиты, ре шетки, цепи, кольца, заслонки, одним словом, все возможные мелкие изделия. С другой были сложены пирамиды бомб, ядер, картечи; последнее и при влекло к себе, как говорит автор, сердце старого солдата, который остался равнодушен к разным хозяй ственным мелочам, разложенным у него на пути. Другой перечень начала XIX века упоминает, наряду со всякого рода снаряжением, как-то: „ядра, книпели, брандкугели, бомбы, дробь, гранаты", также „многие другие вещи, не только для заводских машин нужные, но и для до машнего употребления, как то: посуда, решетки, колонны вазы, медали, портреты, рамы и всякого рода украшения, в архитектуре употребляемые; также дверцы, петли, гири и множество других весьма искусно и t o jk o отли ваемых вещей и части машин “ ! . Какую бы ценность ни представляли для нас эти каталоги вещей, характери зуя продукцию заводов, они не могут нам заменить со бою того знания о вещах, которое дается непосредствен ным изучением реально сохранившихся предметов, позво ляющих нарисовать и конкретную картину техники произ водства, и конкретную картину того хозяйственно-быто- вого уклада, которым заводская продукция усваивалась. Но как раз перед исследователем Олонецких казенных заводов такая возможность непосредственного изучения открыта. Не говоря уже о том, что мы имеем возмож ность видеть образцы художественн то литья Александ ровского и Кончезерского заводов, сохранившихся нам от старого Петербурга и загородных дворцов, в Петроза водске в самом Александровском заводе можно видеть все те предметы, о которых мы читали в вышеприведен ных перечнях — образцы заводской продукции, начиная с основания заводов и кончая последним временем 2. На заводском дворе лежат старинные чугунные пушки, ка кие отливались на заводе в первые годы XVIII века для вновь созданных крепостей3. Войдя в бывший заводский магазин-музей, можно видеть образцы артиллерийских орудий, начиная с начала XVIII века и до последних отлитых на заводе типов. Среди них имеются модели не обделанных пушек, представляющих собой отлитые чугунные болванки, которые из литейного двора отпра влялись в „свирельные фабрики", где на особых станках, приводимых в движение водяными колесами, пушки просвер ливались и отрубались „прибыли”. Просверливание проис ходило за счет вращательного движения пушки, на ко торую нажималось укрепленное в особую тележку сверло. Имеющаяся модель этих установок восстанавливает перед нами всю картину сверления и дальнейшей обработки пушек—того процесса уникального изготовления вещи, который характерен для конца XVIII и нач. XIX в. в. 4. ' Ив. Герман. „Описание Петрозаводского и Кончезерского заводов". 2 К несчастью, на Кончезерском заводе заводский магазин со старыми орудиями производства и изделиями не сохранился— от завода остались лишь старые стены, доменный корпус с дом ной и деревянным краном. 3 Лежащие на заводском дворе пушки представляют собой вероятно те орудия петровского времени, которые уже в конце 18-го века доставлялись из Кронштадта на б. Александровский завод для переделки в кричное железо на плющильные машины, (из книги И. Геомана. С.-Петербург 1803 г. Описание Петро заводского и Кончезерского заводов, стр. 122). 1 В одном описании процесса изготовления частей машин на Александровском заводе говорится, что „каждая пара валков приводится в один размер и насекаются нумера для узнания каждой пары" (Горн. Журн. 1836 г.). Подробнее процессы производства изложены в моей статье „Работа заводских мастеров на металлическом заводе в 20 годах XIX в. Записки ИБО Русского Музея т. I, 1928 г. Здесь же имеются циркули, которыми проверялась сте пень высверливания. Ряд других предметов, например, машины для заделывания раковин в пушках, ручные штампы для художественного литья и проч. дают воз можность восстановить картину организации процессов производства на заводе; а коллекция артеллерийских ору дий и снарядов позволяет нарисовать картину техники вооружения. Здесь же мы видим знакомые образцы ху дожественного литья—решетки столичных дворцов и са дов, печные заслонки конца XVIII и нач. XIX в.в. бюсты, барельефы царей и вельмож. Характерное приспособление продукции к частному потребителю отмечено огромной коллекцией предметов домашнего обихода. Среди этих вещей встречаются пред меты, представляющие особый интерес для характери стики местного быта, как, напр., тяжелые чугунные чай ники, чугунные ступки с пестиками и проч., которые вошли в обиход рабочих Александровского и Кончезер ского завода. Наличие этих вещей в быту местных ра бочих, а также чугунных образов, типичных украшений, сделанных из бомб, в виде спичечниц, подсвечников и проч. представляет характерное явление для рабочего быта,— отражение производства в домашней обстановке рабочего и в его хозяйстве (сюда относится, напр., употребление в семьях рабочих ядра для запаривания бочек для гри бов и ягод). Тут же имеются чугунные кресты, отлитые на Александровском заводе, которые мы встречаем на кладбищах, где похоронены рабочие завода под чугун ными плитами, с надписями, указывающими цех рабо чего и срок службы („Здесь погребено тело мастера Александровского пушечного завода сверлильно-резного цеха, Ивана Леонтьева Гребешкова, скончавшегося 20 де кабря 1846 г. В службе находился 55 лет, а в звании мастера 32 года") °. В серии образцов художественного литья Александров ского завода, начиная с XVIII века и кончая 70 и 80 годами XIX века, замечается характерная эволюция, выражающая собой приспособление продукции к потре бителю: если в XVIII веке мы имели монументальные украшения для дворцов—решетки, ограды, вазы, колонны бюсты или барельефы,— то постепенно характер продук ции изменяется в течение XIX века и к концу 70 и 80 годов появляются такие художественные предметы, как подсвечники, чернильницы, пепельницы, небольшие бюсты писателей (напр., бюст Шекспира), расчитанные на дру гого потребителя и на широкий рынок в. Говоря о художественном литье Александровского за вода, нельзя не упомянуть об одном замечательном памят нике середины XVIII и нач. XIX вв., сохранившемся до последних лет в Петрозаводске,—мы имеем в виду старое, так называемое, „немецкое кладбище11—этот молчали вый свидетель прошлого двух столетий, представляющий собой не только образец великолепного художествен- 5 Более старый тип крестов, еще сохранившийся на древнем Екатерининском кладбище в Петрозаводске, представляют собой „намогильники“. местного типа с вставленными внутри литыми иконами (Выгорецкая пустынь). Пользуюсь здесь случаем выра зить бчагодарность А Н. Лескову, обратившему мое внимание на эти намогильники за многие ценные указания но быту рабо чих Петрозаводска. 6 Аналогичную эволюцию можно проследить и в других про изводствах, напр., на продукции Колыванских заводов,—произ водство громадных размеров ваз настольных украшений (сюрту де табль) и проч. для дворцов вельмож (к XVIII) сменяется предметами украшения, самые размеры которых указывают на тот сдвиг, который совершился в сфере социально-экономиче ских отношений рассматриваемой эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz