Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.
38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 Семнадцать жертв Арктики К двухлетию исторической экспедиции ледокола „Красин" (Воспоминания участника) Рейс „Красина" на помощь погибающим превратился в конечном итоге в торжество советского флага. Восемь человек — половина экипажа „Италии" — были спасены от неминуемой смерти, и семь из них спас непосред ственно „Красин". Кроме того, два человека группы Сора были избавлены от гибели при содействии „Красина". Шесть же человек группы Алессандрини бесследно исчезли. После крушения дирижабля буря умчала их вместе с его оболочкой в неизвестном направлении. Вот их имена: такелажник Алессандрини, механик Ардуино, ученый Понтремоли, журналист Лаго, мотористы Чьокка и Каратти. Моторист Помелла погиб во время катастрофы с „Италией" 25 мая 1-928 г. Его уцелевшие товарищи похоронили его тут же на льду. Где Мальмгрен? — Никто не знает. И, наконец, героический экипаж самолета „Латам*— пять человек под водительством бессмертного норвежца Роальда Амундсена: летчики Гильбо и де-Кю- вервилль, механики Дитриксон и Брази, радиотелеграфист Валетт— 19 июня 1928 г. ринулись из Тромсе на помощь экспедиции Нобиле и пропали без вести в Северном Полярном море. К этому скорбному списку из четырнадцати человек следовало бы добавить еще троих. Итальянский летчик Пенцо совершил ряд отважных полетов на помощь группе Нобиле. Кому пришлось видеть, какие преграды воздви гают на пути летчика ужасающая неровность ледяных полей и густые арктические туманы, — тот оценит Пенцо. Когда наступила осень, спасательные экспедиции покинули полярные воды. Возвращаясь со Шпицбергена в Италию, Пенцо пролетал над долиной реки Роны (Франция). Его са молет попал в грозу. При попытке пилота снизиться аппа рат ударился об электрические провода. Три находившиеся в нем летчика: Пенцо, Крозио и Делла-Като —были, повиди- мому, убиты электрическим током. Самолет упал в реку, и течение унесло тела погибших. Это было 30 сентября 1928 г. Смерть витала вокруг экспедиции Нобиле. * * * В двадцатых числах июня 1928 г. „Красин" плыл вдоль Норвегии на север. Шла первая неделя с того дня, как с „Латамом" прекратилась всякая связь. Во время стоянки „Красина" в Бергене, где наш ледокол грузился углем, только и разговоров было, что о С т а р о м Р о а л ь д е . В окнах магазинов висели портреты Амунд сена, окруженные полярными картинами. Мы ушли из Бергена в ночь на 24 июня. И долго нас провожали по фиорду моторные катеры, шлюпки и яхты. Они были полны людей, кричавших „ура" в честь „Красина11. Ведь мы шли туда, где мог оказаться их национальный герой — герой обоих полюсов. Все были уверены, что только „Красин" способен разыскать и вернуть его им. Вся Норвегия переживала тревожные дни. В ночь на 27 июня „Красин" отделился от евро пейского материка. Но это была не ночь, а день, так как сутки уже мы шли за Полярным кругом. Солнце не заходило и медленно двигалось по северной стороне горизонта. Золотой столб солнечного отражения в воде слепил глаза. Темно-серые скалы Лофотенских островов расступались и оставались позади. Перед нами голубела беспредельная ширь Атлантического океана. Легкий бриз заносил оттуда запахи соли, иода и сырость Гольфштрема. В море играли дельфины. На вершинах гор был снег, внизу — гранит, мох и водопады. Невозможно было оторвать глаза от этой картины невиданной красоты. У самого выхода в океан, у мыса Анденес, к советскому ледоколу подошел моторный бот. Норвежские рыбаки, коричневые от ветра, и рыбачки с чудесным румянцем во всю щеку — были последние, кто провожал нас у европейских берегов. И, когда „Красин", ускоряя ход, двин)лся прямо в открытый океан, рыбаки, простирая руки, долго еще кричали нам вслед: — Счастливого пути! Спасите нам Амундсена! Я помню и другую встречу с простым норвежским человеком, на этот раз — в Королевской бухте на Шпиц бергене. Несмотря на то, что было уже 22 июля, берега бухты только недавно освободились от снежных сугробов. В ожидании отправки ледокола небольшая группа кра- синцев бродит по оттаявшему вязкому полю. С одной стороны оно круто обрывается к морю, с другой— его замыкают покрытые снегом горы. Ходивший с нами шахтер-норвежец подвел нас к берегу. У самого обрыва стоял грубо отесанный серый камень. На нем был высе чен сухой профиль с крючковатым носом. Не узнать его было нельзя. Под ним были имена пяти спутников Амундсена, с которыми он в 1925 году совершил полет к полюсу на двух самолетах. Они чуть было не остались навсегда на 88-ом градусе северной широты. Памятник им был воздвигнут еще при жизни их капитана на том самом месте, откуда поднялись его металлические птицы У подножья памятника лежали букеты из бледных север ных цветов, уже появившихся на проталинах. Их принесли сюда чьи-то любящие руки. Шахтер сказал: — И тогда думали, что они погибли. 25 дней от них не было известий. Сейчас прошло уже больше месяца. Но ведь вы еще будете искать е г о , не правда-ли? Вся надежда на вас. О н должен вернуться... В начале августа 1928 г. первый спасательный рейс закончился. -„Красин" снова шел вдоль Норвегии — на этот раз на юг, в Ставангер. Там наш ледокол должен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz