Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.
30 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 года, северная же часть Губы будет служить естествен ным защищенным пристанищем для мелкой посуды. С возведением у причальной линии складов для приема и хранения рыбы с соответствующей емкостью и про пускной способностью — эта гавань будет иметь перво степенное промысловое значение, как стоящая в самом центре восточного побережья Мурмана на пути грузово пассажирского сообщения пароходов Совторгфлота. Ныне существующее становище Териберка, располо женное в устье реки Терибери, с сооружением внешней рыбацкой гавани в Лодейной губе будет иметь второсте пенное значение в силу неудобств для крупной промпосуды, связанных с мелководьем устья реки и очень быстрым течением и постоянным изменением направления русла. Здесь также необходимо будет произвести дноуглуби тельные работы и установить створные знаки, опреде ляющие направление русла. Это мероприятие даст воз можность значительно усилить промышленную способ ность становища и наиболее полно использовать имею щийся в нем промфлот. Губа Рында. В 7-ми милях от губы Тряшиной расположена неболь шая впадина или заворот берега под прямым углом, в вершину которого с S впадает река Рында. Ширина залива около 5-ти кабельтовых и длина около 2‘/г ка бельтовых, в N части расположены острова: Зеленый, Медвежий, Посьета и Могильные, а в S части—острова Банный и Барка. Глубина на N 0 от острова Банного на входном фор- ватере— 14,6 —22 метра. Между островами Посьета и З е леным— 7,3— 9,1 метра и между островами Посьета и Барка 3,7— 5,5 метра. Между островами Зеленым и Банным на меридиане острова Медвежьего находится банка „Рында" каменистая, местами осушенная. Между северным краем банки и юж ным берегом острова Зеленого имеется пролив шириной около 3/4 кабельтова с глубиной 7 ,3—9,1 метра, такие же глубины банка имеет со всех сторон. Сильное течение, плохой грунт и отсутствие удобных мест к якорной стоянке для крупной промпосуды в реке Рынде, при наличии хорошего якорного места в NW части губы за Северной группой островов, в вопросе выбора места для сооружения рыбацкой гавани заставляет оста новиться на последнем, так как с соединением короткими волноломами островов Посьета, Медвежьего и Зеленого, имеющих между собой проливы незначительной глубины, получится гавань, защищенная от морской зыби при всех северных и западных и южных ветрах, а устройство не большого волнолома в банке „Рында" защитит якорное место от восточной зыби; таким образом получится совер шенно закрытая рыбацкая гавань, в которой при неболь ших дноуглубительных работах в западной части губы образуется хорошая причальная линия протяжением 183 метра с одновременным причалом для 26 крупных ботов и гавань для якорной стоянки 130 ботов. Для жилстроительства переселенцев колонистов может быть использована низменная ровная прибрежная полоса, иду щая по южному берегу губы и N 0 от ныне расположен ного становища на левом берегу реки Рынды. В конце этой низменной полосы имеется небольшая песчаная губа, в которой при условии небольших дно углубительных работ можно возвести причальную линию и рыбообрабатывающие помещения на сваях. Губа Шельпино. Расположена в 4-х милях от губы Ярнишной. Губа вся заполнена маленькими островками. Вершина губы на юг от южного островка представляет собой прекрасную есте ственную гавань, закрытую со всех сторон, с небольшой глубиной и хорошим грунтом, но незначительные размеры ее придают ей лишь второстепенное значение. Здесь воз можно сооружение причала на сваях, с рыбообрабаты вающими постройками, протяжением 54,9 метра, причал даст возможность единовременной выгрузки, кроме имею щихся в настоящее время, еще 8 крупным промысловым ботам. Тогда эта гавань сможет, помимо имеющихся сей час промысловых судов, обслужить еще 40 крупных ботов. Харловский рейд. Рейд не имеет удобных мест для стоянки крупных су дов, так как при N 0 , SO и N 0 в него закатывается крупная океанская волна. Здесь возможно лишь возведе ние волноломов по восточную сторону правого плеча реки Харловки, но это все же не сможет датт совершенно защищенного пристанища крупной ловецкой посуде. По этому становище Харловка в деле колонизации побережья не сможет сыграть большой роли. Однако, всетаки с со оружением волноломов причальной линии протяжением в 91,4 метра здесь смогут найти базу до 65 крупных рыбацких ботов с возможностью единовременной раз грузки 13 крупных ботов. Губа Восточно-Лицкая. По восточную сторону мыса Лицкого под прямым углом расположена бухта, открытая для ветров, от N 0 через О до S 0 ; в вершину ее впадает река Лица с распо ложенным на ее берегах рыбацким становищем, имеющим крупное промысловое значение. Мелководье устья реки и отсутствие в ней удобных мест для якорной стоянки судов делают невозможным вести дальнейшее заселение и развитие местного про мысла; поэтому неизбежно становится вопрос о необхо димости возведения соответствующих сооружений—волно ломов причальной линии и проч., которые могли бы обес печить рыбацкому промфлоту безопасность стоянки в бур ную погоду и возможность быстрой сдачи рыбы. Для этого надо соединить волноломом внешнюю Лицкую луду с мысом Лицким и дальше от луды провести волнолом, что при незначительных здесь глубинах не представит больших трудностей, а также соединить внутреннюю Лицкую луду дамбой с правым плечом устья реки Лицы и провести от той же луды волнолом в NW направле нии, протяжением 183 метра. Несколько сложнее вопрос с необходимой построй кой волнолома протяжением 457 метров на глубине 16,5—22 метра, который должен защищать якорное место от океанской зыби при N 0 , О, S 0 . Но наличие таких сооружений даст возможность использования дан ного промыслового пункта на все 100°/0 и также соз даст возможность переселению сюда крупного рыбацкого колхоза в пятилетнем плане колонизации побережья. Губа Восточная Лица стоит на пути рейсовых паро ходов Совторгфлота и в становище имеет телефонную связь с Мурманском через Териберку. ___ Ломпо-Трофимов. Я. Петров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz