Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.

30 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 года, северная же часть Губы будет служить естествен­ ным защищенным пристанищем для мелкой посуды. С возведением у причальной линии складов для приема и хранения рыбы с соответствующей емкостью и про­ пускной способностью — эта гавань будет иметь перво­ степенное промысловое значение, как стоящая в самом центре восточного побережья Мурмана на пути грузово­ пассажирского сообщения пароходов Совторгфлота. Ныне существующее становище Териберка, располо­ женное в устье реки Терибери, с сооружением внешней рыбацкой гавани в Лодейной губе будет иметь второсте­ пенное значение в силу неудобств для крупной промпосуды, связанных с мелководьем устья реки и очень быстрым течением и постоянным изменением направления русла. Здесь также необходимо будет произвести дноуглуби­ тельные работы и установить створные знаки, опреде­ ляющие направление русла. Это мероприятие даст воз­ можность значительно усилить промышленную способ­ ность становища и наиболее полно использовать имею­ щийся в нем промфлот. Губа Рында. В 7-ми милях от губы Тряшиной расположена неболь­ шая впадина или заворот берега под прямым углом, в вершину которого с S впадает река Рында. Ширина залива около 5-ти кабельтовых и длина около 2‘/г ка­ бельтовых, в N части расположены острова: Зеленый, Медвежий, Посьета и Могильные, а в S части—острова Банный и Барка. Глубина на N 0 от острова Банного на входном фор- ватере— 14,6 —22 метра. Между островами Посьета и З е­ леным— 7,3— 9,1 метра и между островами Посьета и Барка 3,7— 5,5 метра. Между островами Зеленым и Банным на меридиане острова Медвежьего находится банка „Рында" каменистая, местами осушенная. Между северным краем банки и юж­ ным берегом острова Зеленого имеется пролив шириной около 3/4 кабельтова с глубиной 7 ,3—9,1 метра, такие же глубины банка имеет со всех сторон. Сильное течение, плохой грунт и отсутствие удобных мест к якорной стоянке для крупной промпосуды в реке Рынде, при наличии хорошего якорного места в NW части губы за Северной группой островов, в вопросе выбора места для сооружения рыбацкой гавани заставляет оста­ новиться на последнем, так как с соединением короткими волноломами островов Посьета, Медвежьего и Зеленого, имеющих между собой проливы незначительной глубины, получится гавань, защищенная от морской зыби при всех северных и западных и южных ветрах, а устройство не­ большого волнолома в банке „Рында" защитит якорное место от восточной зыби; таким образом получится совер­ шенно закрытая рыбацкая гавань, в которой при неболь­ ших дноуглубительных работах в западной части губы образуется хорошая причальная линия протяжением 183 метра с одновременным причалом для 26 крупных ботов и гавань для якорной стоянки 130 ботов. Для жилстроительства переселенцев колонистов может быть использована низменная ровная прибрежная полоса, иду­ щая по южному берегу губы и N 0 от ныне расположен­ ного становища на левом берегу реки Рынды. В конце этой низменной полосы имеется небольшая песчаная губа, в которой при условии небольших дно­ углубительных работ можно возвести причальную линию и рыбообрабатывающие помещения на сваях. Губа Шельпино. Расположена в 4-х милях от губы Ярнишной. Губа вся заполнена маленькими островками. Вершина губы на юг от южного островка представляет собой прекрасную есте­ ственную гавань, закрытую со всех сторон, с небольшой глубиной и хорошим грунтом, но незначительные размеры ее придают ей лишь второстепенное значение. Здесь воз­ можно сооружение причала на сваях, с рыбообрабаты­ вающими постройками, протяжением 54,9 метра, причал даст возможность единовременной выгрузки, кроме имею­ щихся в настоящее время, еще 8 крупным промысловым ботам. Тогда эта гавань сможет, помимо имеющихся сей­ час промысловых судов, обслужить еще 40 крупных ботов. Харловский рейд. Рейд не имеет удобных мест для стоянки крупных су­ дов, так как при N 0 , SO и N 0 в него закатывается крупная океанская волна. Здесь возможно лишь возведе­ ние волноломов по восточную сторону правого плеча реки Харловки, но это все же не сможет датт совершенно защищенного пристанища крупной ловецкой посуде. По­ этому становище Харловка в деле колонизации побережья не сможет сыграть большой роли. Однако, всетаки с со­ оружением волноломов причальной линии протяжением в 91,4 метра здесь смогут найти базу до 65 крупных рыбацких ботов с возможностью единовременной раз­ грузки 13 крупных ботов. Губа Восточно-Лицкая. По восточную сторону мыса Лицкого под прямым углом расположена бухта, открытая для ветров, от N 0 через О до S 0 ; в вершину ее впадает река Лица с распо­ ложенным на ее берегах рыбацким становищем, имеющим крупное промысловое значение. Мелководье устья реки и отсутствие в ней удобных мест для якорной стоянки судов делают невозможным вести дальнейшее заселение и развитие местного про­ мысла; поэтому неизбежно становится вопрос о необхо­ димости возведения соответствующих сооружений—волно­ ломов причальной линии и проч., которые могли бы обес­ печить рыбацкому промфлоту безопасность стоянки в бур­ ную погоду и возможность быстрой сдачи рыбы. Для этого надо соединить волноломом внешнюю Лицкую луду с мысом Лицким и дальше от луды провести волнолом, что при незначительных здесь глубинах не представит больших трудностей, а также соединить внутреннюю Лицкую луду дамбой с правым плечом устья реки Лицы и провести от той же луды волнолом в NW направле­ нии, протяжением 183 метра. Несколько сложнее вопрос с необходимой построй­ кой волнолома протяжением 457 метров на глубине 16,5—22 метра, который должен защищать якорное место от океанской зыби при N 0 , О, S 0 . Но наличие таких сооружений даст возможность использования дан­ ного промыслового пункта на все 100°/0 и также соз­ даст возможность переселению сюда крупного рыбацкого колхоза в пятилетнем плане колонизации побережья. Губа Восточная Лица стоит на пути рейсовых паро­ ходов Совторгфлота и в становище имеет телефонную связь с Мурманском через Териберку. ___ Ломпо-Трофимов. Я. Петров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz