Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.
24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 Строительная пятилетка Сев-госрыбтреста Мурманск за время революции стал неузнаваем: за 12 лет здесь вырос город и город промышленный. Но еще более преобразится Мурманск к концу пятилетки в 1935 году — так изменит, расширит, возвысит его размах строительства, и промышленный, и жилищный. Велики задачи, поставленные Мурманску, грандиозны будут и результаты этого начавшегося уже строительства. В настоящее время мы не можем затрачивать средства, не проверив заранее своих расчетов, — нам дорога каждая копейка, и затратить ее можно только с твердой уверен ностью, что она послужит на пользу индустриализации. Но плановые расчеты сделаны, правительство ассигнует на Мурманск сотни миллионов рублей, и есть полная уверенность, что на деньги эти будут выполнены по ставленные задания. Мурманск и железная дорога к нему из Ленинграда созданы были во время империалистической войны с исклю чительною целью: необходимо было иметь незамерзаю щий порт, далекий от германских подводных лодок, через который можно было бы доставлять круглый год из Англии снаряжение, потребное для войны. Затем у Англии явилась мысль воспользоваться Мурман ском, как связью с Индией. На первый взгляд это кажется бессмыслицей, но англичане смотрели очень далеко: они хотели дать огромные деньги на сооружение железной дороги от Мурманска на Москву, от Москвы создать прямую линию на Александров-Гай, от Александрова-Гая построить линию на Чарджуй, а из Чарджуя через Афга нистан на Дели в Индии; последняя линия — огромной сложности с большим туннелем в несколько десятков верст. Дели же соединено со всей сетью индийских дорог. По расчетам англичан скоропортящиеся грузы из Индии могли бы итти этим путем из Дели в Лондон две недели, вместо теперешних пяти-шести недель. Конечно, у них была затаенная мысль, что еще скорей этой дорогой можно было бы, при благосклонном участии России, перекинуть в случае надобности и войска. России был важен Мурманск, как незамерзающий порт, через который можно было бы экспортировать, главным образом, лес. Поэтому к постройке была назна чена еще жел.-дор. линия Сорока-Плесецкая — Котлас- Тюмень, которая должна была собирать лес со всего севера Европейской России. Каких-либо иных задач Мурманска в других областях никто не предполагал. А есть задачи более грандиозные, чем экспорт леса, более легко выполнимые, а главное не обесценивающие внутреннего естественного капитала страны — леса. Эта задача—рыболовство. Мурманск своим местоположением предназначен для рыболовства. Кольский залив на берегу которого лежит Мурманск, примыкает к Баренцову морю; через Барен- цово море, как известно, проходит Гольфштром, благо даря чему Кольский залив не замерзает. Баренцево море изобилует рыбой, которая большею частью родится не в нем, а в Атлантическом океане, но попадает в Гольф штром и идет по нему в Баренцово море. Здесь Гольф штром охлаждается, перед Новой Землей разделяется на два потока, и рыба поворачивает назад, почему в Барен- цовом море и получается как бы пробка из рыбы. Количество рыбы, которое может быть выловлено в те чение года, в настоящее время выясняется особой иссле довательской комиссией. В зависимости от результатов этих исследований и будет определена общая программа строительства, но есть основания думать, что при трал- ловом лове дела хватит на триста траулеров. Так как окончательно результаты по подсчету рыбы или, как здесь говорят, сырьевой базы — не выявлены, то предположено строительство разбить на три очереди, с таким расчетом, чтобы можно было остановиться в слу чае недохвата рыбы на одной из очередей, и все-таки строительство оказалось бы вполне законченным. Поэтому первая очередь установлена на 150 траулеров, вторая —на 225 траулеров и третья—на 300 траулеров. Если принять в соображение, что самая большая трал- ловая база в мире (в Америке) насчитывает всего 43 трау лера, то отсюда видно, какая огромная программа пред назначается для Мурманска. В настоящее время работает только 14 траулеров, но и для них уже не хватает ни причалов, ни разделочных складов. За нынешний год количество траулеров увеличится почти вдвое. Поэтому со строительством надо торопиться и в нынеш нем сезоне надо построить: два деревянных склада для разделки рыбы общей стоимостью в 269 тысяч рублей (постройка их уже заканчивается). Железо-бетонный склад для засолки рыбы в два этажа стоимостью в 1 154 000 рублей; в нижнем этаже, помимо чанов из железо-б(!тона для засолки, будут расположены промывные аппараты и помещение для заторивания рыбы, приготовленной к отправке. В верхнем этаже, куда рыба будет поддаваться подъемными машинами, будет помещаться мастерская для выработки филе, сдирания шкур, которые за последнее время приобретают ценность, так как из них научились вырабатывать товар, пригодный для кошель ков, бумажников, портфелей и даже дамских туфель, и размол костей и голов на муку, которая идет на корм скота и птицы. Небольшой опытный заводик глютины, т. е. рыбьего клея, предполагается деревянный, стоимостью в 30 000 рублей. Возможно, что этот опытный заводик будет при постройке расширен и в нем будут производиться опыт ные работы по изготовлению клипфиска, соленого, суше ного продукта, который может сохраняться в течение нескольких лет. В этом случае опытный заводик, воз можно, обойдется до 89 000 рублей и будет выстроен за счет других имеющихся кредитов. Работы по сооружению причалов и ограждающей стенки рассчитаны в текущем сезоне на 500 000 руб. Должно быть построено не менее 250 метров. Возможно, что теперь этот расход полностью произведен не будет, т. к. ЦУМОР отказывает в производстве землечерпатель ных работ. Если землечерпательные работы наладятся, то кредит будет использован. Причалы предполагаются деревянные,-— свайный лес для них заготовляется. Железнодорожные пути частью должны быть пере ложены на новое место, и частью проложены вновь. Эти работы будет производить Мурманская жел. дор., и на них должно быть израсходовано 130 тысяч рублей. В этом же числе имеется ветка протяжением около 1 километра для подвоза материала к новому жилищному строитель ству, которое расположено к югу от существующего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz