Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.
8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 Что же касается присоединения Мурманского порта в ка честве приписного пункта Ленинградского порта, то даже Ленинградский Обл. Исполком, вынося решение о присое динении Мурманского порта к Ленинградскому, считает необходимым сохранить и в дальнейшем тесную деловую связь с Мурманской ж. д. и обеспечить помощь послед ней в порту, но в этом решении не доучтено одно решаю щее обстоятельство, что помощь Мурм. ж. д. при всем ее желании в н е К о м б и н а т а возможна лишь в мини мальных дозах, т. к. и в данном случае, как и в много численных рассуждениях о Комбинате, н е д о у ч и т ы в а е т с я о с н о в н о й п р и н ц и п К о м б и н а т а — э г о „ г л у б о к о е х о з я й с т в е н н о е м а н е в р и р о в а н и е " , а не только обычно согласованная работа. Г л у б о к о е х о з я й с т в е н н о е м а н е в р и р в а н и е и м е е т в в и д у к о н е ч н ы й б л а г о п р и я т н ы й э ф ф ф е к т ; в п р о ц е с с е ж е р а б о т ы о т д е л ь н ы е о п е р а ц и и о т д е л ь н ы х з в е н ь е в м о г у т б ы т ь и в ы г о д н ы м и , и у б ы т о ч н ы м и , а помощь дороги порту, как гос бюджетного, да еще и дотируемого предприятия, вне си стемы Комбината проблематична или, во всяком случае, чрезвычайно ограничена. Можно ли сейчас ликвидировать самостоятельное упра вление Мурм. ж. д. и объединить руководство транспортом Ленинградской области и Карелии в едином областном органе управления? Мы считаем, что это невозможно по следующим'при чинам: а) Не ликвидируя Мурм. ж. д., как Комбинат, фун кции Комбината должны, видимо, быть объединены какой-то организацией типа „группы", „бюро“ , при чем такая организация неизбежно в общей массе сложнейших ^во просов техники управления и организации перевозок пре вращается в „слепой" придаток'— со все возрастающим желанием отделаться от инородного тела. Во всяком слу чае сумма вопросов, коими занимается сейчас «дорога- комбинат", потонет в общей массе вопросов, типичных для „дороги-извозчика". В этом случае речь идет о медленном, но верном отмирании в сложных „бюрокра тических дебрях" живого дела, каким по существу является „транспортно-промышленная колонизация, про буждение природных богатств (потенциальных возмож ностей) с превращением их в товарные ценности-грузы” . б) Немедленная ликвидация Комбината — это путь реши тельный и радикальный для того, чтобы вернуть дорогу в лоно эксплоатационной сети с единой стандартной схемой и методами управления. Но этот путь, отрывая дорогу от серьезной непосредственной работы в области хозяйствен но-промышленного оживления края, включения его ресур сов в народно-хозяйственные ресурсы СССР, за счет непосредственного и активного участия в этой работе ее (дороги) звеньев — обрекает подъем хозяйственной мощи края н а б о л е е м е д л е н н ы е т е м п ы . Вот сумма вопросов, которые поставлены для решения Коллегии НКПС Правлением дороги. Эти вопросы должны быть решены так или иначе в основном, конечно, на базе общих интересов Союзного планового хозяйства. Во всяком случае о п ы т Му р м . ж. д., являющийся первым и пока что единственным в СССР — лабораторией, прорабатывающей в процессе своей практической деятель ности организационные формы и методику транспортной колонизации, д о л ж е н б ы т ь у ч т е н . Работа Мурманского Комбината является работой пио нерной и не только в области пробуждения производи тельных сил колонизируемого Карело-Мурманского края, но и в области практических исканий организационных форм промышленно-промысловой колонизации, в наиболь шей степени отвечающих интересам п л а н о в о г о с о ц и а л и с т и ч е с к о г о п р е о б р а з о в а н и я н а ш е й с т р а ны н а б а з е е е и н д у с т р и а л и з а ц и и . В таком именно направлении устанавливает планы колонизации отдельных районов Коллегия НКЗ СССР (постановление Коллегии от 29/1-30 г.): „в районах промышленного и промыслового Союзного заселения все переселенческие мероприятия должны, как правило", по постановлению Коллегии, „осуществляться полностью через специально организуемые транспортно-промышленно-колонизационные комбинаты". Особое значение Мурманского Комбината усиливается еще и тем, что деятельность Мурманской ж. д. проте кает в совершенно исключительной по природным и дру гим условиям обстановке. Достаточно сказать, что наши работы в основном сосредоточены между 63 и 69 парал лелями сев. широты, тогда как Камчатка расположена на широте Ленинграда и Курска (5 0—60 параллели с. ш.). Это делает pa6oiy еще более важной как в деле широ кого применения метода ж. д. промышленной колони зации на других артериях Союза ССР, так и в смысле освоения далеких окраин, т. е. включения их в народно хозяйственный оборот СССР. Поэтому Мурманская ж, д., как комбинированное хо зяйство, представляет исключительный интерес. Это исклю чительно серьезная школа практической политграмоты и накопления новых хозяйственных приемов для мощ ного воздействия на развитие производительных сил и направление их в русло планового социалистического строительства. М . Кулабухов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz