Карело-Мурманский край. 1930, N3.

26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3 Исследование водораздельных высот заняло у партии около двух недель времени; в этот период были осмо­ трены и изучены все высоты и коренные выходы пород, дальнейшее же направление на восток и юго-восток гео­ логических работ не имело смысла, так как высоты сме­ нялись либо густыми еловыми лесами, либо болотистыми низинами, где надежды на встречу коренных обнажений совершенно не было. Поэтому, закончив работу и погру­ зив в лодку собранные коллекции, партия направилась в обратный путь, осматривая по дороге некоторые вараки и возвышенности, сложенные, главным образом, ледни­ ковыми отложениями. Погода в общем в течение всей поездки была благоприятная и хотя солнечных дней было мало, но зато и ненастье не мешало работам, а дувшие с необычайным упорством ветры западного и северного румбов только облегчали работу, так как отгоняли кома­ ров и мошкару, которые на севере часто являются серьез­ ными помехами для продуктивности работ. Обратный путь, вниз по Морейоку, был проделан на­ ми почти в два раза быстрее, чем при движении вперед, и лишь на некоторых более крупных порожках прихо­ дилось долго возиться с проводом лодки. Зато быстрое движение по реке было компенсировано длительной задержкой в устьи Морейока на берегу Лов- озера, где ураганный северный ветер, разведший сильное волнение на озере, задержал нас на целых трое суток. Мы в буквальном смысле „сидели у моря, выжидая по­ году “ и коротали время или в разборе и переупаковке собранных коллекций, или в недалеких и малоинтересных экскурсиях в окрестностях промысловой избы лопаря, которая служила нам убежищем. Только к вечеру третьих суток ветер немного стих, и мы направились к Ловозерскому погосту, куда и вер­ нулись 8 августа. Здесь быстро занялись окончательным распределением грузов, часть которых должна была пойти на вьючных оленях прямо на ст. Имандру, в сопро­ вождении одного из сотрудников партии, часть была сдана на хранение в исполком. Вторая половниа партия направи­ лась пешком по тракту на ст. Пулозеро, испытав на своих ногах все удобства этой своеобразной дороги. Особенно замечателен путь на протяжении 31— 34 клм. от Ловозерского погоста. Там, где путь идет по ягель­ никам,— дорога сносна; но на болотах никакого настила нет (он был, но пришел уже в полную негодность), нога вязнет по колено, и путнику предоставляется право купаться в болотной жиже. Такое плохое состояние до­ роги и затянувшийся темп ее постройки объясняется как небольшими сравнительно ассигнованиями на по­ стройку, так и бессистемностью в ведении работ, при чем за 3 года здесь сменилось 4 руководителя постройки. Неудивительно, что работы продвигаются черепашьим шагом и когда ловозерцы получат хорошую дорогу — неизвестно. Несмотря на такое неудовлетворительное состояние дороги, мы проделали весь путь в 92 клм. очень быстро и, выйдя в 10 ч. утра 10 августа из Ловозерского по­ госта, были на ст. Пулозеро уже в 12 ч. 45 м. дня 12-го числа. Здесь, собственно говоря, и закончился маршрут в центральные части Кольского водораздела, позволивший несколько осветить геологическое строение этой неисследованной области и внесший существенные исправления в топографическую карту посещенного района. Б. Куплетский, Лапландия. — Озера в болотистой низине.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz