Карело-Мурманский край. 1930, N2.

28 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 2 Работа Желлеса за истекшее пятилетие характери­ зуется следующими показателями: лесозаготовка возросла с 720 000 фест-метров (1923/24 г.) до 1 406 000 фест- метров в 1928/29 г., т. е. на 195% ; выход пилопродук- ции за те же годы возрос с 14 000 куб.м , до 164 000, т. е. на 1171% . Основной капитал возрос с 600 000 руб. (1923/24 г.) до 4 700 000 руб. в 1928/29 г. (без включения стои­ мости жел.-дор. ветвей), т. е. на 783% . За истекшее (первое) пятилетие (1923/24— 27/28 гг.) Желлес заготовил и отпустил транспорту древесины на 39 000 000 руб.; валовая стоимость продукции в 1928/29 г. оценивалась в 36 000 000 руб. (в том числе экспорт на 4,8 млн. руб.), а стоимость валовой продукции на текущий 1929/30 г. определяется уже в пределах 50—55 млн. рублей. Для получения такого количества древесины Желлес не только п о л н о с т ь ю вовлек в эксплоатацию леса колфонда, но и в значительной степени способствовал освоению малоэксплоатируемых лесных массивов гос- лесфонда АКССР и Кольского полуострова. Вряд ли кто-либо, анализируя деятельность Желлеса, мог бы отрицать его громадное народно-хозяйственное значение. В истекшее пятилетие Желлесом пройден труднейший этап, накоплен опыт. Сейчас Желлес стал решительно на путь механизации производственных процессов и т. д. Ж е л л е с у, к о н е ч н о , с л е д у е т о б е с п е ч и т ь в о з ­ м о ж н о с т ь н о р м а л ь н о г о р о с т а п у т е м в ы д е л е ­ н и я в е г о р а с п о р я ж е н и е , в д о п о л н е н и е к к о л- ф о н д у , н е о б х о д и м о г о л е с н о г о м а с с и в а—для обеспечения его программных предположений как для целей удовлетворения нужд транспорта, так и экспорта. Желлес должен перестроиться по типу „Леспромхозов", создавая так называемые „Лестранхозы“ , и еще реши­ тельнее развить работу в области механизации производ­ ственных процессов, создания своих постоянных кадров лесных работников, сенных совхозов для обеспечения фуражем своего обоза и т. д. Не следует забывать и того обстоятельства, что Жел­ лес является не только крупнейшим фактором в росте грузооборота дороги (в 1927/28 г. перевозки Желлеса составили 610 359 тонн, а в 1928/29 г.— 800 709 тонн), но и что Желлес является главнейшим источником дохода в колонизационном фонде дороги (поступления за исполь­ зованную древесину на колотводе— попенная плата). Поступления от Желлеса в колфонд за первое пятилетие составили 4 203 000 руб.; поступления 1928/29 г. равняются 1 702 000 руб., а в 1929/30 г. эти поступления уже вы­ растают до 3 464 000 руб. М. Кулабухов. (Продолжение следует). Хибинские горы . — Горное озеро в истоках Лутнерма-Ниоки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz