Карело-Мурманский край. 1930, N2.
№ 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ К РАЙ 25 в о д ы и д р у г и х п р и р о д н ы х с и л и б о г а т с т в . Кроме того, Мурманская дорога обязана в пределах пре доставленной ей территории производить отвод участков для водворения и устройства р а б о ч и х и с л у ж а щ и х д о р о г и , а также пришлого населения. Средства же, получаемые от эксплоатации природных богатств предо ставленной территории, составляли специальный (коло низационный) фонд дороги, из которого и покрывались расходы, связанные с осуществлением возложенных на дорогу функций. Далее уместен вопрос, а как же дорога справилась с возложенными на нее обязанностями? Основным фактором, непосредственно отражающим рост краевой экономики под влиянием комбинированной работы дороги, является увеличение грузооборота дороги. Динамика грузооборота за истекший период иллю стрируется нижеследующими данными: I СО СЧ см 1 сч 05 Грузооборот, в тыс. т о н н .......................... . Г"- оо 2 191 2 537 3 069 3 956 3 775 5 431 Пробеги грузов, в млн. т .- к м ................... 331 565 767 t'-ОО 1 433 1 074 1 508 Средняя дальность пробега 1 тонны, в клм .......................... 183 259 303 328 . 376 297 287 В соответствии с ростом грузооборота видоизменялся и состав грузооборота. Если в первые годы эксплоата ции Мурманской дороги более половины грузооборота составляли дрова, а затем хлеб, ввозимый в край, и лес ные строительные материалы, то в начальный год пяти летки дрова составляют не более 23°/0 грузооборота, и на первом месте стоят лесо-материалы (25°/0), затем следуют прочие грузы (19°/0), хлебные грузы (8°/0), строительные материалы минерального происхождения (7°/0) и т . д. С о с т а в г р у з о о б о р о т а п е р в о г о г о д а п я т и л е т к и у ж е д о с т а т о ч н о с в и д е т е л ь с т в у е т , ч т о к р а й в с т у п и л н а п у т ь и н д у с т р и а л и з а ц и и и в э т о м н а п р а в л е н и и д о р о г а , к а к К о м б и н а т , является крупнейшим фактором. Если бы мы захотели более подробно анализировать данные грузооборота дороги, например, если сопоставить импортно-экспортные грузы дороги, энергично привлекае мые Комбинатом на дорогу и з в н е к р а я , с грузами, непосредственно созданными Комбинатом в п р е д е л а х к р а я , то получится нижеследующая картина: Г О Д Ы Импортно-экспорт- ные грузы , в тыс. тонн Грузы Ж еллеса и Ж елрыбы , в тыс. тонн % % °/о% 1923/24......................... 148 100 150 100 1924/25 ..................... 198 134 220 147 1925/26........................ 231 156 389 259 1926/27........................ 436 295 444 296 1927/28........................ 203 137 648 432 1928/29 ..................... 368 249 853 569 и L. U и U U 'Ф ю со r^. ОО 05 СЧ сч CN см сч СМ '’О •о сс г^- ОО гч СЧ СЧ СЧ СЧ 05 05 05 05 05 05 г—| г—• «—< г—‘ Таким образом, новые грузы, создаваемые непосред ственно только двумя звеньями Комбината из потен циальных рессурсов края, прогрессивно развиваясь, идут значительно впереди импортно-экспортных грузов, при влекаемых на дорогу извне края. Прогрессивность их роста как в процентном отноше нии, так и в абсолютных цифрах за последние годы бо лее чем в два раза превышает импортно-экспортные грузы. Все это выявляет Комбинат Мурманской ж. д., как крупный народно-хозяйственный фактор в крае, пре вращающий потенциальные природные ценности края в ценности реальные—товары, ч т о и с т а в и л о с ь М у р м а н с к о й д о р о г е в о с о б у ю з а д а ч у п р и у т в е р ж д е н и и п о л о ж е н и я С Т О о к о л о н и з а ц и и К а р е л о - М у р м а н с к о г о к р а я . Данные о развитии коммерческой работы отдельных станций дороги, рефлекторно отражающие все основные события и перемены в экономике и быте той местности, которую они обслуживают, еще р е л ь е ф н е е в ы я в л я ю т п р о и з в о д и т е л ь н у ю р о л ь К о м б и н а т а в к р а е . Рост грузооборота отдельных станций, в районах кото рых производится промышленная и колонизационная работа дороги, за истекшее (первое) пятилетие, характе ризуется следующими цифрами: С танции в пределах колони зационного отвода 1922/23 г. 1927/28 г. В тысячах тонн Увели чение за 5 лет в °/о/% Медвежья Г о р а ............................ . 72 182 158 23 156 578 К ан далакш а...................................... 33 125 280 М у рм ан ск ............................................ 88 309 240 Фот. Г. Крепе , Ягельные боры по среднему течению р. Чуны,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz