Карело-Мурманский край. 1930, N2.

24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 2 К задачам Мурманской жел. дороги „Мурманка" приковывает сейчас внимание широкой общественности и это внимание, конечно, не безоснова­ тельно. Что же случилось? Почему еще так недавно забы­ тые разговоры о „консервации дороги" вдруг сменились разговорами на тему о том, что Мурманка может не спра­ виться с предстоящими перевозками, что Мурманка, по своей пропускной способности, грозит стать узким местом в перспективном плане промышленного и хозяй­ ственного развития Карело-Мурманского края и, наконец, что Мурманка и Мурманский порт не сумеют пере­ работать всей массы груза возрастающего экспорта и т. д. и т. п.? Попытаюсь сначала обще, а затем несколько деталь­ нее ответить на поставленные вопросы. Во-первых, со всей определенностью необходимо кон­ статировать, что происходящее сейчас на Мурманке есть результат первых успехов в шестилетней борьбе мурманцев за пробуждение и освоение края, включение его неиссякаемых богатств (лес, ископаемые, рыба и т. д.) в народно-хозяйственный оборот СССР, при чем эти успехи с несомненностью следует квалифицировать, как еще одну из серьезнейших побед на фронте социалисти­ ческого строительства; во-вторых, что вслед за первыми успехами открывающиеся перспективы хозяйственного роста Карело-Мурманского края превосходят даже так называемые оптимальные предположения плана развития края и Мурманской ж. д. Для того же, чтобы представление о происходящем было достаточно полным, сделаем небольшую экскур­ сию в недалекое прошлое. Война 1914 г., имевшая своим следствием закрытие портов Балтийского и Черного морей, послужила решительным толчком для осуществления намечавшейся постройки железной дороги, соединившей впоследствии конечный пункт б. Олонецкой ж. д — гор. Петрозаводск — с Мурманском, где в одной из бухт Кольского залива и расположился Мурманский порт. 3 ноября 1916 г. на Мурманке открылось временное движение, служившее в основном военным целям. Далее следуют революция, гражданская война и англий­ ская оккупация, и лишь в августе 1922 г. Мурман­ ская ж. д. освобождается от интервентов. Перед прави­ тельством СССР встают задачи использования Мурман­ ской ж. д. и Мурманского порта для целей промышлен­ ного оживления Карело-Мурманского края, но технико­ экономическое состояние Мурманки, представлявшей из себя недостроенную на 70°/0 времянку и требовавшую, для приведения ее в состояние, отвечающее эксплоата- ционным нормам, затрат в 60—70 млн. руб., порождает некоторые сомнения в своевременности намечающихся мероприятий и даже вносятся предложения о консерва­ ции линий к северу от Петрозаводска (1046 км.). При консервации же закрывались бы надолго и перспективы развития рыбных промыслов на Мурмане, освоения его берегов, развития лесных промыслов, использования ископаемых и водных богатств края. Учитывая изложенные соображения, было признано целесообразным оставление северной части линии в экс- плоатации с тем, чтобы ее достройка происходила посте­ пенно в соответствии с развитием края через его коло­ низацию. При этом было установлено, что Мурманская дорога должна стать промышленно-транспортным и коло­ низационно-пионерным предприятием в целях использо­ вания природных рессурсов ее района. Эта особая народно-хозяйственная роль Мурманской ж. д. предопре­ делила существование ее. как самостоятельного много­ гранного субъекта государственного строительства, при­ званного, наряду с осуществлением транспортных задач, оживить пустынный Карело-Мурманский край в обще­ союзных целях. В соответствии с таким положением и задачами, воз­ ложенными на дорогу, последняя обязывалась: 1. Вступить на а к т и в н ы й п у т ь пробуждения вокруг себя промышленной жизни в пустынном крае путем создания возможных разнообразных производств с привлечением в край новой рабочей силы, т. е. в с т а т ь на п у т ь ж е л е з н о д о р о ж н о й к о л о н и з а ц и и , и тем самым — создания своего грузооборота из потен­ циальных рессурсов края, превращая их в реальные цен­ ности — товары. 2. Вступить на путь энергичного привлечения импорт­ ных и экспортных грузов на Мурманский порт, а, следо­ вательно, и на дорогу, и организационно слиться в своей работе с портом, содействуя его строительству и раз­ витию. 3 В соответствии с ростом своего грузооборота и в зависимости от него дорога, в м е р у в о з м о ж н ы х с р е д с т в , должна была встать на путь своей достройки и технического оборудования. Все это вместе взятое должно было обусловить впер­ вые в мире о с о б у ю с т р у к т у р у х о з я й с т в а д о р о г и и м е т о д о в е е р а б о т ы , вытекающих из объективных условий ее колонизационно-промышленной работы в беспримерных по своей трудности природных и экономических условиях полярного и заполярного края, в формах с о ц и а л и с т и ч е с к о г о х о з я й с т в а , со­ ответствующего общей политико-экономической при­ роде СССР. Так возникает Транспортно-промышленный и колониза­ ционный Комбинат Мурманской ж. д. З а истекшее время Комбинат Мурманской ж. д. со­ стоял из следующих неразрывно связанных взаимной зависимостью звеньев: 1) дороги, как транспортного предприятия, 2) Желлеса — отдела Комбината, ведущего лесопромышленную работу, 3) Желрыбы — отдела, веду­ щего работу по колонизационному оживлению побережья на базе развития кустарного рыбного промысла и снаб­ жению других звеньев Комбината, 4) Колонизационного отдела, выполняющего колонизационные работы, органи­ зацию новых производств в крае и ведающего террито­ рией, отведенной дороге, и 5) Мурманского порта с при­ писными к нему портами: Кемским, Сорокским и Канда­ лакшским. Все перечисленные органы или звенья Комбината со­ ставляют е д и н о е х о з я й с т в о с общим руководством и общим фондом операционных средств, н о с о с т р о г о р а з г р а н и ч е н н ы м и с м е т а м и и ф и н п л а н а м и . Все звенья Комбината находятся в тесной производствен­ ной, технической и финансовой связи. В качестве оборотного капитала, Мурманская дорога для своей колонизационно-промышленной работы п о л у ­ ч и л а лесную территорию в 3 ОООООО десятин, эксплоа- тируемую к моменту передачи ее дороге всего на 20°/0. В пределах этой территории Мурманской дороге пре­ доставлено право э к с п л о а т а ц и и л е с о в , н е д р ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz