Карело-Мурманский край. 1930, N1.
4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Вместо маленького разъезда Белый создана уже на более удобном месте, на 2 клм. южнее, новая станция „Апа титы". Новая станция оборудована путями, вполне го това и открыта для пользования. От нее в горы начата постройкой железнодорожная ветка, при чем проложено к настоящему моменту 12 клм. К 1 августу настоящего года ветка будет доведена до самого месторождения нефелино-апатитовой породы. Очередной срочной работой Мурманского комбината со вместно с Апатитовым трестом является, прежде всего, устройство вблизи места апатитовых разработок и буду щего сложного химического комбината в Хибинах нового города социалистического типа, с населением из расчета к концу пятилетия до 20 тысяч человек, и целого ряда совхозов на мелиорируемых болотах в этом районе. Ставится задача организации на пустующих ягельных Хибинских пространствах, примыкающих к Умб-озеру, оленеводческого совхоза. При надлежащей организации, дело это обещает немаловажные перспективы. Продуман ная и разумная постановка оленеводческого хозяйства в Аляске показала, что вывезенные из Сибири в 1902 г. 1280 оленей оказались родоначальниками стада, насчи тывающего ныне до 300 .000 голов оленей, т. е. почти в 6 раз больше, чем все наше количество оленей на Кольском полуострове. При этом одна только фирма Ломен и К0 оказывается собственником 50 .000 голов оленей, отправляющая мясо оленей в холодильниках в Нью-Йорк. В наших условиях такую фирму и должен заменить совхоз. С весны этого года впервые на Кольском полуострове в связи с необходимостью подготовки сельско-хоз. пло щади в районе апатитовых разработок для целей луго водства будет произведена работа Колонизационным от делом Мурманской ж. д. на крупной, по условиям край него севера, болотной площади в 800 гектаров и на площади в 100 гектаров на минеральных почвах— для огородных культур. В дальнейшем эти работы должны получить широкое развитие. Без этих работ будущее население нового центра за полярным кругом будет поставлено в тяжелое положение из-за неизбежных забо леваний цынгой, из-за отсутствия свежих овощей и вита минов. Создание местных молочных ферм также имеет весьма большое значение для жизни в суровых условиях этого края. На пути хозяйственного устройства нового населения здесь встретится масса трудностей, которые потребуют нового размаха колонизационных мероприятий дороги и новых вложений. Но трудности эти не только в хозяйственной стороне вопроса: необходимо приучить нового поселенца и рабочего к полярным условиям, уметь жить и пользоваться благами северной природы и бороться с ее невзгодами. Поэтому, необходимы соответственные мероприятия культурно-бытового порядка. Что касается вопроса — как Мурманская ж. д. справится с апатитовыми перевозками, то следует отметить, что плановые предположения апатитовых разработок Апати тового треста и перевозок апатита как на экспорт, так и на внутренний рынок, учтены планом развития грузо оборота Мурманской ж. д. В соответствии с ростом грузооборота Мурманского комбината, превысившем уже в 1928— 29 г. пять миллионов тонн, и с дальнейшим ростом его грузооборота под влиянием его прогрессивно растущей созидательной работы по использованию потен циальных рессурсов края >, апатитовые новые грузы в соответствии с ростом апатитовых разработок со 100 ты сяч тонн в 1929— 30 году до 3 милл. тонн к концу пятилетия составят в грузообороте дороги по отдельным ее участкам от 20 до 80°/о- Существующая пропускная способность Мурманской ж. д. в 1929— 30 г. вполне удовлетворяет грузооборот дороги в этом году. Развитие грузооборота дороги с учетом апатитовых перевозок в 19 3 0— 31 и 1931— 32 г. потребует открытия на дороге новых 80 разъездов, а к 1932— 33 году— смягчения про филя пути, что и предусмотрено планом развития про пускной способности Мурманской ж. д. в связи с разви тием промышленности края и предстоящими перевозками апатитовых грузов. Мурманский порт, в связи с развивающимся грузо оборотом, который к 1932— 33 году с учетом апати тового экспорта до миллиона тонн достигнет до 2 с поло виной миллионов тонн, потребует на пятилетие капи тальных вложений до 16 миллионов рублей. Таким образом, задачи апатитовых разработок, пере возок их продукции, колонизационных запросов нового сложного пионерного дела соответственно его народно хозяйственной важности в плановом своем построении тесно и гармонично должны увязываться в едином плане создания на крайнем севере нового пионерно-энергети ческого центра со всеми сопутствующими ему меро приятиями. Перед нами — большая проблема, разрешение которой требует большой работы и твердого планового руководства и внимания центральных и краевых органов и советской общественности. 1 Автор статьи не упоминает о росте грузооборота дороги, в результате хозяйственного подъема Советской Карелии и Мурмана. Прим. Редакции. Г. Чиркин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz