Карело-Мурманский край. 1930, N1.

4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Вместо маленького разъезда Белый создана уже на более удобном месте, на 2 клм. южнее, новая станция „Апа­ титы". Новая станция оборудована путями, вполне го­ това и открыта для пользования. От нее в горы начата постройкой железнодорожная ветка, при чем проложено к настоящему моменту 12 клм. К 1 августу настоящего года ветка будет доведена до самого месторождения нефелино-апатитовой породы. Очередной срочной работой Мурманского комбината со­ вместно с Апатитовым трестом является, прежде всего, устройство вблизи места апатитовых разработок и буду­ щего сложного химического комбината в Хибинах нового города социалистического типа, с населением из расчета к концу пятилетия до 20 тысяч человек, и целого ряда совхозов на мелиорируемых болотах в этом районе. Ставится задача организации на пустующих ягельных Хибинских пространствах, примыкающих к Умб-озеру, оленеводческого совхоза. При надлежащей организации, дело это обещает немаловажные перспективы. Продуман­ ная и разумная постановка оленеводческого хозяйства в Аляске показала, что вывезенные из Сибири в 1902 г. 1280 оленей оказались родоначальниками стада, насчи­ тывающего ныне до 300 .000 голов оленей, т. е. почти в 6 раз больше, чем все наше количество оленей на Кольском полуострове. При этом одна только фирма Ломен и К0 оказывается собственником 50 .000 голов оленей, отправляющая мясо оленей в холодильниках в Нью-Йорк. В наших условиях такую фирму и должен заменить совхоз. С весны этого года впервые на Кольском полуострове в связи с необходимостью подготовки сельско-хоз. пло­ щади в районе апатитовых разработок для целей луго­ водства будет произведена работа Колонизационным от­ делом Мурманской ж. д. на крупной, по условиям край­ него севера, болотной площади в 800 гектаров и на площади в 100 гектаров на минеральных почвах— для огородных культур. В дальнейшем эти работы должны получить широкое развитие. Без этих работ будущее население нового центра за полярным кругом будет поставлено в тяжелое положение из-за неизбежных забо­ леваний цынгой, из-за отсутствия свежих овощей и вита­ минов. Создание местных молочных ферм также имеет весьма большое значение для жизни в суровых условиях этого края. На пути хозяйственного устройства нового населения здесь встретится масса трудностей, которые потребуют нового размаха колонизационных мероприятий дороги и новых вложений. Но трудности эти не только в хозяйственной стороне вопроса: необходимо приучить нового поселенца и рабочего к полярным условиям, уметь жить и пользоваться благами северной природы и бороться с ее невзгодами. Поэтому, необходимы соответственные мероприятия культурно-бытового порядка. Что касается вопроса — как Мурманская ж. д. справится с апатитовыми перевозками, то следует отметить, что плановые предположения апатитовых разработок Апати­ тового треста и перевозок апатита как на экспорт, так и на внутренний рынок, учтены планом развития грузо­ оборота Мурманской ж. д. В соответствии с ростом грузооборота Мурманского комбината, превысившем уже в 1928— 29 г. пять миллионов тонн, и с дальнейшим ростом его грузооборота под влиянием его прогрессивно растущей созидательной работы по использованию потен­ циальных рессурсов края >, апатитовые новые грузы в соответствии с ростом апатитовых разработок со 100 ты­ сяч тонн в 1929— 30 году до 3 милл. тонн к концу пятилетия составят в грузообороте дороги по отдельным ее участкам от 20 до 80°/о- Существующая пропускная способность Мурманской ж. д. в 1929— 30 г. вполне удовлетворяет грузооборот дороги в этом году. Развитие грузооборота дороги с учетом апатитовых перевозок в 19 3 0— 31 и 1931— 32 г. потребует открытия на дороге новых 80 разъездов, а к 1932— 33 году— смягчения про­ филя пути, что и предусмотрено планом развития про­ пускной способности Мурманской ж. д. в связи с разви­ тием промышленности края и предстоящими перевозками апатитовых грузов. Мурманский порт, в связи с развивающимся грузо­ оборотом, который к 1932— 33 году с учетом апати­ тового экспорта до миллиона тонн достигнет до 2 с поло­ виной миллионов тонн, потребует на пятилетие капи­ тальных вложений до 16 миллионов рублей. Таким образом, задачи апатитовых разработок, пере­ возок их продукции, колонизационных запросов нового сложного пионерного дела соответственно его народно­ хозяйственной важности в плановом своем построении тесно и гармонично должны увязываться в едином плане создания на крайнем севере нового пионерно-энергети­ ческого центра со всеми сопутствующими ему меро­ приятиями. Перед нами — большая проблема, разрешение которой требует большой работы и твердого планового руководства и внимания центральных и краевых органов и советской общественности. 1 Автор статьи не упоминает о росте грузооборота дороги, в результате хозяйственного подъема Советской Карелии и Мурмана. Прим. Редакции. Г. Чиркин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz