Карело-Мурманский край. 1930, N1.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 3 до сих пор в виду их своеобразия в типы известных болот, выработанная на Хибинском опытном поле Коло­ низационного отдела Мурманской ж. д. — надежная гаран­ тия этого. Эта методика вполне подтвердила то положение, что солнечный луч, творец жизни и движения на земле, при незаходящем солнце в течение значительной части вегетационного периода, работает там настолько интен­ сивно, что дает возможность развития луговодства и даже полеводственной культуры некоторых растений. Продукция нового горно-химического предприятия, несущая за собой плодородие наших полей, сильно усилит грузооборот Мурманской ж. д. и незамерзающего Мур­ манского порта, вызовет их переоборудование и техни­ ческое улучшение. Но этим не замыкается роль Мурман­ ской ж. д. в Хибинской проблеме. Мурманская ж. д. не только тракт для перевозок — она сложный транспортно- промышленно-колонизационный комбинат, призванный к творческой возбудительной и хозяйственно-созидатель­ ной жизни в пустынном крае. Этот комбинат „по свиде­ тельству проф. П. А. К о б о з е в а " и „смог подвести базис к постановке проблемы Хибин во весь ее испо­ линский рост" >. Дело в том, что с возложением на Мурманскую ж. д. постановлением СТО от 2 5 /V 1923 г. колонизационных задач в Карело-Мурманском крае и отводом ей для этой цели пустынной лесной неустроенной территории в 3 милл. десятин, в состав которой вошел и Хибинский горный массив, Мурманская ж. д. на правовых основах поста­ новления СТО постепенно в своем хозяйстве сконструи- ровалась в многогранный хозяйственно-производственный комбинат, активно созидающий из потенциальных рессур- сов края свой грузооборот. Комбинат к концу 1928 г. выявил и поставил в области использования открытой экспедициями в Хибинах нефелино-апатитовой породы ряд крупных задач технического и экономического харак­ тера: детальных разведок обнаруженных месторождений нефелино-апатитовой породы, выяснения возможности устройства жилищ для рабочих в местах разработки апа­ тита, устройства гидроустановок, осушения болот в районе месторождений, организации перемолочного и обогати­ тельного завода, проведения дороги в район месторо­ ждений и т. п. В деле практического приступа к разработке нефелино­ апатитовых месторождений в Хибинах, начатого весной 1929 г. под руководством Нефелино-апатитовой комис­ сии ЛОСНХ, на Колонизационный отдел Мурманского комбината возложена была задача в экстренном порядке за счет денежных средств колонизационного фонда по­ строить грунтовую дорогу от разъезда Мурманской ж. д. Белого до месторождения в Хибинские горы на протя­ жении 29 клм. Земляные работы на дороге начались 3 июня, а 7 ок­ тября открыто сплошное движение грузовиков от брем­ сберга, подающего апатитовую руду, до вагона на стан­ ции железной дороги, и в этот же день вывезена первая тонна апатита. Строительству пришлось преодолеть значительные труд­ ности. Главнейшими затруднениями были: очень плотный, слежавшийся каменистый грунт, почти исключавший ко­ пание лопатой и шедший только с кирки и лома; много­ численные валуны, уничтожение которых шло преиму­ щественно вручную и редко динамитом за отсутствием подрывников; большие болотистые пространства как в низинах, так и по скату гор; недостаток накатника 1 «Известия ЦИК‘а“ № 14 14/1—30 г. Хибинский м а сси в,- Гора Расвумчорр. для гатей и бревен на мосты, что вызывало дальние пере­ возки материалов; дождливое лето и осень; изобилие комаров и мошкары: недостаток рабочих рук и их те­ кучесть при частых перебоях в снабжении, и, наконец, изменение заданий в процессе строительства. Несмотря на эти затруднения, удалось в течение всего лишь четырех месяцев закончить дорогу на всем протя­ жении 29 клм. с устройством свыше 40 мостов и свыше 4 клм. сплошного настила. Кроме того, проведена и оборудована телефонная линия от разъезда Белого в горы с ответвлениями, вводами и устройством 8 станций. Только благодаря установлению автомобильного сообще­ ния с местом разработок удалось снабдить достаточным количеством руды такие центры, как Ленинград и Москву, для производства опытов в лабораторной и полузаводской обстановке и накопить некоторый запас апатитов для вывоза пробной партии за границу. Дорога удешевила перевозку: стоимость перевозки 1 тонны груза от место­ рождения к линии ж. д.: вьюков— 150 р., гужем—33 р. и автомобилем— 14 р. Еще более велико чисто колони­ зационное значение дороги: обслуживание района строи­ тельными материалами, продовольствием и предметами снабжения с открытием дороги может производиться бесперебойно, что обеспечивает начало оседания насе­ ления в Хибинских тундрах. В двадцати пяти километрах от Мурманской ж. д., у подножия Хибинских гор на холме, внизу которого про­ текает речка Лопарская, Колонизационным отделом Мурман­ ской ж. д. сооружен так называемый „Апатитовый городок1'. Здесь сооружены три жилые барака на 80 человек ра­ бочих и 20 человек технического персонала, бревенчатый жилой дом для администрации, слесарно-кузнечная и электротехническая мастерская, продовольственный и ма­ териальный склад, гараж и другие служебные постройки. С началом доставки апатитовой руды в центры и по­ лучением возможности ее концентрации для экспорта, был создан Апатитовый трест и разрабатывается орга­ низация Хибинского промышленного центра. В виду постановления СТО от 11 сентября 1929 г. Мурманская ж. д. в срочном порядке приступила к по­ стройке железнодорожной ветки от Мурманской маги­ страли до месторождения апатитов в Хибинских тундрах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz