Карело-Мурманский край. 1930, N1.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 3 до сих пор в виду их своеобразия в типы известных болот, выработанная на Хибинском опытном поле Коло низационного отдела Мурманской ж. д. — надежная гаран тия этого. Эта методика вполне подтвердила то положение, что солнечный луч, творец жизни и движения на земле, при незаходящем солнце в течение значительной части вегетационного периода, работает там настолько интен сивно, что дает возможность развития луговодства и даже полеводственной культуры некоторых растений. Продукция нового горно-химического предприятия, несущая за собой плодородие наших полей, сильно усилит грузооборот Мурманской ж. д. и незамерзающего Мур манского порта, вызовет их переоборудование и техни ческое улучшение. Но этим не замыкается роль Мурман ской ж. д. в Хибинской проблеме. Мурманская ж. д. не только тракт для перевозок — она сложный транспортно- промышленно-колонизационный комбинат, призванный к творческой возбудительной и хозяйственно-созидатель ной жизни в пустынном крае. Этот комбинат „по свиде тельству проф. П. А. К о б о з е в а " и „смог подвести базис к постановке проблемы Хибин во весь ее испо линский рост" >. Дело в том, что с возложением на Мурманскую ж. д. постановлением СТО от 2 5 /V 1923 г. колонизационных задач в Карело-Мурманском крае и отводом ей для этой цели пустынной лесной неустроенной территории в 3 милл. десятин, в состав которой вошел и Хибинский горный массив, Мурманская ж. д. на правовых основах поста новления СТО постепенно в своем хозяйстве сконструи- ровалась в многогранный хозяйственно-производственный комбинат, активно созидающий из потенциальных рессур- сов края свой грузооборот. Комбинат к концу 1928 г. выявил и поставил в области использования открытой экспедициями в Хибинах нефелино-апатитовой породы ряд крупных задач технического и экономического харак тера: детальных разведок обнаруженных месторождений нефелино-апатитовой породы, выяснения возможности устройства жилищ для рабочих в местах разработки апа тита, устройства гидроустановок, осушения болот в районе месторождений, организации перемолочного и обогати тельного завода, проведения дороги в район месторо ждений и т. п. В деле практического приступа к разработке нефелино апатитовых месторождений в Хибинах, начатого весной 1929 г. под руководством Нефелино-апатитовой комис сии ЛОСНХ, на Колонизационный отдел Мурманского комбината возложена была задача в экстренном порядке за счет денежных средств колонизационного фонда по строить грунтовую дорогу от разъезда Мурманской ж. д. Белого до месторождения в Хибинские горы на протя жении 29 клм. Земляные работы на дороге начались 3 июня, а 7 ок тября открыто сплошное движение грузовиков от брем сберга, подающего апатитовую руду, до вагона на стан ции железной дороги, и в этот же день вывезена первая тонна апатита. Строительству пришлось преодолеть значительные труд ности. Главнейшими затруднениями были: очень плотный, слежавшийся каменистый грунт, почти исключавший ко пание лопатой и шедший только с кирки и лома; много численные валуны, уничтожение которых шло преиму щественно вручную и редко динамитом за отсутствием подрывников; большие болотистые пространства как в низинах, так и по скату гор; недостаток накатника 1 «Известия ЦИК‘а“ № 14 14/1—30 г. Хибинский м а сси в,- Гора Расвумчорр. для гатей и бревен на мосты, что вызывало дальние пере возки материалов; дождливое лето и осень; изобилие комаров и мошкары: недостаток рабочих рук и их те кучесть при частых перебоях в снабжении, и, наконец, изменение заданий в процессе строительства. Несмотря на эти затруднения, удалось в течение всего лишь четырех месяцев закончить дорогу на всем протя жении 29 клм. с устройством свыше 40 мостов и свыше 4 клм. сплошного настила. Кроме того, проведена и оборудована телефонная линия от разъезда Белого в горы с ответвлениями, вводами и устройством 8 станций. Только благодаря установлению автомобильного сообще ния с местом разработок удалось снабдить достаточным количеством руды такие центры, как Ленинград и Москву, для производства опытов в лабораторной и полузаводской обстановке и накопить некоторый запас апатитов для вывоза пробной партии за границу. Дорога удешевила перевозку: стоимость перевозки 1 тонны груза от место рождения к линии ж. д.: вьюков— 150 р., гужем—33 р. и автомобилем— 14 р. Еще более велико чисто колони зационное значение дороги: обслуживание района строи тельными материалами, продовольствием и предметами снабжения с открытием дороги может производиться бесперебойно, что обеспечивает начало оседания насе ления в Хибинских тундрах. В двадцати пяти километрах от Мурманской ж. д., у подножия Хибинских гор на холме, внизу которого про текает речка Лопарская, Колонизационным отделом Мурман ской ж. д. сооружен так называемый „Апатитовый городок1'. Здесь сооружены три жилые барака на 80 человек ра бочих и 20 человек технического персонала, бревенчатый жилой дом для администрации, слесарно-кузнечная и электротехническая мастерская, продовольственный и ма териальный склад, гараж и другие служебные постройки. С началом доставки апатитовой руды в центры и по лучением возможности ее концентрации для экспорта, был создан Апатитовый трест и разрабатывается орга низация Хибинского промышленного центра. В виду постановления СТО от 11 сентября 1929 г. Мурманская ж. д. в срочном порядке приступила к по стройке железнодорожной ветки от Мурманской маги страли до месторождения апатитов в Хибинских тундрах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz