Карело-Мурманский край. 1930, N1.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Живая лопарская старина (Исторические воспоминания лопарей) Лопари — народ бесписьменный. Поэтому у них нет своей писаной истории, нет свода последовательно изло женных исторических причин и следствий. Но история у них есть, давняя история борьбы с природой и сосе- дями-иноплеменниками, сохранившаяся в виде эпических сказаний, частью запечатленных в литературе разных вре мен и разных культурных народов, частью в виде устных преданий. Есть и исторические документы современников разных эпох, сохранившиеся в виде описаний лопарского быта. В первом историческом свидетельстве о лопарях, у рим ского историка Тацита, в его книге о Германии, напи санной 1831 год назад (в 98 г. х. л.), лопари упоми наются под именем ф е н но в, г е л л у з и е в и о к с и о - н о в. О первых он говорит, что живут они в шалашах, ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, одеждой, имеют звериные шкуры; что кочевую жизнь свою они считают большим счастьем, чем жить оседло и трудиться над возделыванием полей, постройкой домов или зани маться торговлей. О геллузиях и оксионах он говорит, что они, по слухам (в которых он сомневается), имея человеческие лица, имеют туловище и члены звериные. В старых исландских сагах XI — XIII веков и у исто рика XII — XIII века Саксона Грамматика лопари, под именем финнов, представляются охотничьим народом, меткими стрелками из лука, быстрыми лыжебежцами, искусными чародеями. Чародейством они боролись с врагами. А совершалось ими чародейство посредством пения. Саксон Грамматик об этом говорит так: когда неприятель начинает их одолевать, они прибегают к своему искусству: сразу изменяется ясное небо, портится погода, надвигаются тучи, льет дождь 1. И в ныне сохранившихся у лопарей исторических воспоминаниях чародейство часто имеет значение, как одно из сильных средств борьбы с сильнейшим врагом. У разрозненно жившего, малочисленного, не имевшего ни воинского вооружения, ни военной организации народа в его эпосе борьбы с врагами чародейство, как способ борьбы, конечно, должно было занимать одно из глав ных мест. Даже в исторических воспоминаниях, относя щихся к событиям сравнительно недавнего времени, к нашествиям „шведов1 XVI — XVII веков, фигурирует чародейство 2. Здесь я хочу привести несколько сказаний о борьбе нотозерских и сонгельских лопарей со „шведами". Нашествия „шведов" на лопарские погосты— одна из самых главных тем лопарских исторических сказаний. Это — действительные события. Воспоминания о них жи вут не только у лопарей всей нашей Западной Лаплан дии, но и в восточных погостах: так, мне приходилось слышать о борьбе со „шведами" лопарей Каменского погоста, находящегося в „Терской лопи“. Борьба лопа рей со „шведами" и другими былыми врагами не была борьбой целого племени с организованным врагом, а была рядом эпизодов защиты того или иного погоста против нашествия банд авантюристов, полярных искате лей легкой добычи. 1К. Тиандер. Поездка скандинавов в Белое море. СПБ, 1906 г. 2 См., напр., у В. Ю. Визе—„Народный зпос русских лопа рей". Изв. Арханг. общ. йзуч. Русск. Севера. 1917, № 1. Под именем „шведов", „немцев", „шишей" чаще всего нужно понимать финнов Финляндии. Это подтверждается, например, таким историческим фактом: 30 июня 1589 г. была разграблена Кандалакша, разгром был совершен бандой в 90 финнов под предводительством Весайнена, уроженца местности Уйо в Финляндии 1. В писцовых же книгах 1608 — 1611 г. разграбление Кандалакши при писывается „свейским немцам" 2. Необходимо также указать, что у наших западных лопарей — нотозерских и бабинских — финны, живущие в Финляндии, называются руотс (ruots), т. е. так же, как у финнов называются шведы (руотси, руотсолайнен). Так, например, жители финской деревни Ионы близ озера Имандра, образовав шейся из смешения финнов Финляндии с лопарями Бабинского погоста, этими лопарями называются „юон руотс". Кстати заметим, что финны, живущие среди ло парей, „свои", называются „лайтыш" (латыши). Приводимые ниже исторические сказания нотозерских лопарей, помимо эпической красоты их, примечательны тем, что в них совсем отсутствует элемент чародейства. Исторические эпизоды разыгрываются в реальной обста новке полярной природы и своеобразного быта. Сказания эти я слышал от нотозерского лопаря Ивана Андреевича Осипова, работающего по ликвидации негра мотности среди своих соплеменников. Слышал он эти рассказы от стариков. Я записал их, придав отдельным отрывкам цельность и логическую последовательность и, сохраняя каждую деталь повествования, облек их в про стейшую литературную форму. Вот эти сказания (огра ничусь четырьмя). 1. Разорение погоста на Туломе. Приходили встарину к лопарям шведы, разоряли лопа рей, отбирали у лопарей сильных людей и уводили с собой. Им нужны были сильные люди. Чтобы спастись от шведов, сильные люди из лопар ского племени прятались под землей. У Туломского падуна (туаллэм-кеунис) были подземные избушки. Здесь когда-то был погост. До сих пор здесь имеются ямки, давно заросшие травой, а некоторые и кустами. Пришли однажды к лопарям шведы. Они знали, что те живут под землей, но не могли найти их, не знали хода в подземные жилища. Нашлась одна женщина, которая указала шведам, где живут лопари. Шведы отобрали из лопарей сильных людей, а мелочь убили. Сильных они увели с собой. Когда ушли шведы, лопари казнили предательницу такой казнью: набили ей рот горячими угольями и рас каленными камешками. 2. Нял-парны У устья реки Лоты, на Нотозере, когда-то был лопар ский погост. Там жили лопари, сильные люди: старик Нял (песец) и два его сына— Нял-парны. 1 Тиандер. Поездка скандинавов в Белое море. 5 См. Выписку из писцовой книги, приложенную к книг Н. Харузина „Русские лопари", стр. 459.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz