Карело-Мурманский край. 1930, N1.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Живая лопарская старина (Исторические воспоминания лопарей) Лопари — народ бесписьменный. Поэтому у них нет своей писаной истории, нет свода последовательно изло­ женных исторических причин и следствий. Но история у них есть, давняя история борьбы с природой и сосе- дями-иноплеменниками, сохранившаяся в виде эпических сказаний, частью запечатленных в литературе разных вре­ мен и разных культурных народов, частью в виде устных преданий. Есть и исторические документы современников разных эпох, сохранившиеся в виде описаний лопарского быта. В первом историческом свидетельстве о лопарях, у рим­ ского историка Тацита, в его книге о Германии, напи­ санной 1831 год назад (в 98 г. х. л.), лопари упоми­ наются под именем ф е н но в, г е л л у з и е в и о к с и о - н о в. О первых он говорит, что живут они в шалашах, ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, одеждой, имеют звериные шкуры; что кочевую жизнь свою они считают большим счастьем, чем жить оседло и трудиться над возделыванием полей, постройкой домов или зани­ маться торговлей. О геллузиях и оксионах он говорит, что они, по слухам (в которых он сомневается), имея человеческие лица, имеют туловище и члены звериные. В старых исландских сагах XI — XIII веков и у исто­ рика XII — XIII века Саксона Грамматика лопари, под именем финнов, представляются охотничьим народом, меткими стрелками из лука, быстрыми лыжебежцами, искусными чародеями. Чародейством они боролись с врагами. А совершалось ими чародейство посредством пения. Саксон Грамматик об этом говорит так: когда неприятель начинает их одолевать, они прибегают к своему искусству: сразу изменяется ясное небо, портится погода, надвигаются тучи, льет дождь 1. И в ныне сохранившихся у лопарей исторических воспоминаниях чародейство часто имеет значение, как одно из сильных средств борьбы с сильнейшим врагом. У разрозненно жившего, малочисленного, не имевшего ни воинского вооружения, ни военной организации народа в его эпосе борьбы с врагами чародейство, как способ борьбы, конечно, должно было занимать одно из глав­ ных мест. Даже в исторических воспоминаниях, относя­ щихся к событиям сравнительно недавнего времени, к нашествиям „шведов1 XVI — XVII веков, фигурирует чародейство 2. Здесь я хочу привести несколько сказаний о борьбе нотозерских и сонгельских лопарей со „шведами". Нашествия „шведов" на лопарские погосты— одна из самых главных тем лопарских исторических сказаний. Это — действительные события. Воспоминания о них жи­ вут не только у лопарей всей нашей Западной Лаплан­ дии, но и в восточных погостах: так, мне приходилось слышать о борьбе со „шведами" лопарей Каменского погоста, находящегося в „Терской лопи“. Борьба лопа­ рей со „шведами" и другими былыми врагами не была борьбой целого племени с организованным врагом, а была рядом эпизодов защиты того или иного погоста против нашествия банд авантюристов, полярных искате­ лей легкой добычи. 1К. Тиандер. Поездка скандинавов в Белое море. СПБ, 1906 г. 2 См., напр., у В. Ю. Визе—„Народный зпос русских лопа­ рей". Изв. Арханг. общ. йзуч. Русск. Севера. 1917, № 1. Под именем „шведов", „немцев", „шишей" чаще всего нужно понимать финнов Финляндии. Это подтверждается, например, таким историческим фактом: 30 июня 1589 г. была разграблена Кандалакша, разгром был совершен бандой в 90 финнов под предводительством Весайнена, уроженца местности Уйо в Финляндии 1. В писцовых же книгах 1608 — 1611 г. разграбление Кандалакши при­ писывается „свейским немцам" 2. Необходимо также указать, что у наших западных лопарей — нотозерских и бабинских — финны, живущие в Финляндии, называются руотс (ruots), т. е. так же, как у финнов называются шведы (руотси, руотсолайнен). Так, например, жители финской деревни Ионы близ озера Имандра, образовав­ шейся из смешения финнов Финляндии с лопарями Бабинского погоста, этими лопарями называются „юон руотс". Кстати заметим, что финны, живущие среди ло­ парей, „свои", называются „лайтыш" (латыши). Приводимые ниже исторические сказания нотозерских лопарей, помимо эпической красоты их, примечательны тем, что в них совсем отсутствует элемент чародейства. Исторические эпизоды разыгрываются в реальной обста­ новке полярной природы и своеобразного быта. Сказания эти я слышал от нотозерского лопаря Ивана Андреевича Осипова, работающего по ликвидации негра­ мотности среди своих соплеменников. Слышал он эти рассказы от стариков. Я записал их, придав отдельным отрывкам цельность и логическую последовательность и, сохраняя каждую деталь повествования, облек их в про­ стейшую литературную форму. Вот эти сказания (огра­ ничусь четырьмя). 1. Разорение погоста на Туломе. Приходили встарину к лопарям шведы, разоряли лопа­ рей, отбирали у лопарей сильных людей и уводили с собой. Им нужны были сильные люди. Чтобы спастись от шведов, сильные люди из лопар­ ского племени прятались под землей. У Туломского падуна (туаллэм-кеунис) были подземные избушки. Здесь когда-то был погост. До сих пор здесь имеются ямки, давно заросшие травой, а некоторые и кустами. Пришли однажды к лопарям шведы. Они знали, что те живут под землей, но не могли найти их, не знали хода в подземные жилища. Нашлась одна женщина, которая указала шведам, где живут лопари. Шведы отобрали из лопарей сильных людей, а мелочь убили. Сильных они увели с собой. Когда ушли шведы, лопари казнили предательницу такой казнью: набили ей рот горячими угольями и рас­ каленными камешками. 2. Нял-парны У устья реки Лоты, на Нотозере, когда-то был лопар­ ский погост. Там жили лопари, сильные люди: старик Нял (песец) и два его сына— Нял-парны. 1 Тиандер. Поездка скандинавов в Белое море. 5 См. Выписку из писцовой книги, приложенную к книг Н. Харузина „Русские лопари", стр. 459.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz