Карело-Мурманский край. 1930, N1.
№ 1 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 Неотложные задачи развития краевого сельского хозяйства В последние годы начинает приобретать всеобщее признание такой взгляд на пути развития сельского хо зяйства Союза, который выдвигает всестороннее исполь зование производительных сил каждого отдельного района, чтобы поднять общую производительность сельского хо зяйства страны и освободиться от бессмысленных, с на родно-хозяйственной точки зрения, перевозок по железным дорогам тех продуктов, которые с успехом могут быть получены на месте. В связи с этим начинает меняться и взгляд на роль сельского хозяйства в Карело-Мурманском крае. Еще в 1923— 1924 гг. приходилось доказывать необходимость развития луговодства и огородничества в качестве под собных отраслей в промысловых хозяйствах, а контроль ные цифры пятилетки выдвигают уже на 1929/30 г. огромные задания по развитию мелиорации для создания молочных и сенных совхозов как по линии Наркомзема АКССР, так и по Колонизационному отделу Мурман ской железной дороги. Перед началом выполнения этой огромной задачи неиз бежно встает вопрос — как мы вооружены для дости жения цели? Ответ приходится давать малоуспокоитель ный: вооружены мы плохо, как технически, так и научно. Чтобы победить, необходимо тщательно изучить про тивника и не бояться во всю величину представить себе предстоящие трудности, чтобы преодолеть их. Предстоящее дело настолько серьезно и ответственно, что, помимо технической проработки его специалистами, требуется обсуждение его широкой советской обще ственностью, особенно в организационной части. Ни в какой мере нельзя признать нормальным, чтобы столь важная задача, как создание широких и совершенно новых форм сельско-хозяйственного промысла на севере, решалась только в узких рамках ведомств. Вопрос не обходимо перенести на страницы местной печати, иначе многие существенные деловые замечания могут остаться неиспользованными, или они будут высказаны уже после того, как „кривая вывезет". Запоздавшие же или не высказанные во-время советы явятся только бесполезной мудростью „заднего ума“, которою и так богата история развития нашего севера. Необходимо дать их во-время. В а ж н е й ш и м з в е н о м в д е л е р а з в и т и я с е л ь с к о г о х о з я й с т в а в К а р е л о - М у р м а н с к о м к р а е я в л я е т с я к у л ь т у р а б о л о т , к а к б а з а д л я м о л о ч н о г о ж и в о т н о в о д с т в а и с р е д с т в о о б е с п е ч е н и я ф у р а ж е м л е с н ы х п р о м ы с л о в . В июльском номере журнала „Карело-Мурманский Край" мною были затронуты некоторые технические вопросы, связанные с культурой болот, и выдвинута необходимость обсуждения сельско-хозяйственной проблемы в полном объеме. Отсутствие отзвука побуждает вновь поднять вопрос, при чем здесь уже необходимо задеть и организа ционную сторону, чтобы вызвать, наконец, обсуждение этой важнейшей для края проблемы. В первую очередь следует решить, какого объема может достигнуть сельско-хозяйственное производство в крае, какое должно иметь направление и в какие организационные формы должно оно вылиться. Без более или менее достоверных данных о пригодной для сельско-хозяйственного использования земельной пло щади, как болотной, так и суходольной, невозможно хоть сколько-нибудь точно ответить на первый вопрос. Без долгих раздумываний можно, однако, сказать, что возможности в этом направлении в почти пустынном Карело-Мурманском крае огромны, особенно, если в Ка релии упорядочить хаотическое местное землепользование (болотные покосы). Ведь около '/ з территории Карелии находится под болотами, из которых больше трети при годны под сельско-хозяйственное использование. Это уже на одном колонизационном отводе составляет с в ы ш е с о т н и т ы с я ч г е к т а р о в . Следовательно, простор огромный. Сбыт продуктов сельского хозяйства также обеспечен как на внутренний, так и на внешний рынок. Весь вопрос упирается в отсутствие путей сообщения, в средства и технику осуществления. Без развития сети дорог все мероприятия по сель скому хозяйству и к о л о н и з а ц и и вообще будут тя готеть только к у з к о й п о л о с е М у р м а н с к о й же л е з н о й д о р о г и , что ни в какой мере не разрешает задачи широкой колонизации края, о с о б е н н о в ин т е р е с а х в с е с т о р о н н е г о р а з в и т и я л е с н ы х п р о м ы с л о в , л е с н о й и г о р н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . Следовательно, в первую очередь необходимо разрабо тать план дорожного строительства и осуществить его, тесно увязав его с интересами сельского и лесного хо зяйства. От хода дорожного строительства, в значитель ной мере, будут зависеть темп и объем развития сель ского хозяйства, которое в интересах заселения края не должно ограничиваться разрешением только сенного вопроса, как подсобного производства для лесной про мышленности, а должно вырасти в самостоятельное про изводство, с м о л о ч н ы м ж и в о т н о в о д с т в о м в к а ч е с т в е в е д у щ е й о т р а с л и . В организационных формах местного сельского хо* зяйства в первый период, а особенно в незаселенных районах, важнейшая роль будет принадлежать совхозам, которые своей деятельностью и техническими средствами явятся базой в деле организации колхозов и коммун из коренного населения и переселенцев, комплектуемых уже на местах выхода. Во избежание распыления средств, в целях достижения наиболее быстрых результатов, работа должна быть со средоточена в первое время только в нескольких важней ших в экономическом отношении пунктах, например: в районе Сегежи, 29-го разъезда, как места примыкания намечаемой к постройке линии Котлас — Сорока к Мур манской железной дороге, Лоух, как района больших болотных массивов, и Хибин, как будущего крупного горно-промышленного центра. От этих опорных точек сельско-хозяйственная база будет постепенно распространяться вширь, захватывая все новые и новые площади. В отличие от сравнительно простых по структуре и техническому осуществлению зерновых хозяйств юга, сельское хозяйство севера должно развиваться в виде более или менее сложных комплексов, групп или комби натов, объединяющих сенные и животноводческие хозяй ства, предприятия по переработке сельско-хозяйственных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz