Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.

№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 работ в 120 тысяч рублей. Работы ведутся уси­ ленным темпом: на дороге работает более 600 че­ ловек, на 22 километрах пущены уже три грузо­ вых автомобиля, приобретенных за счет особого ассигнования от Промэкспорта. Полного окончания постройки дороги следует ожидать к 10 октября настоя­ щего года. Состоявш ееся 2 и 5 сентября расши­ ренное заседание нефелино-апатитовой комиссии на месте разработок под пред ­ седательством академика Ф е р с м а н а с участием общественных организаций по докладу о строительстве дороги приз­ нало проведение первых 22 километров вполне удовлетворительным и дорогу, на основании опыта комиссии, вполне под ­ ходящей для автомобильного движения, позволяющей развивать среднюю ско ­ рость до 30 килом, в час., и отметило пре­ красное выполнение задания при очень трудных метеорологических и техниче­ ских условиях. Проводимая дорога не только обслу­ живает нужды апатитовых разработок, но будет иметь крупное значение в к о ­ лонизационном отношении. Пролегая по долине реки Белой и по берегу озера Вудъявра, дорога открывает новые места для заселения рабочими - колонистами. В 1 9 2 9 -3 0 году здесь намечено отвести под заселение земельный фонд на 120 семей. Осушка болот в районе прово ­ димой дороги дает возможность обеспечения ко ­ лонистов сельско-хозяйственной площадью. В са­ мых же Хибинских горах должен развиться круп ­ ный, промышленного типа поселок из рабочих, обслуживающих рудничные работы , дробильные установки, гидроэнергетическую установку и другие потребности апатитовых разработок. К настоящему моменту здесь в 25 километрах от Мурманской ж. д. у подножия Хибинских гор на холме, внизу которого протекает речка Лопор- ская, в трех досчатых бараках, построенных Коло­ низационным Отделом дороги из материала, заве­ зенного в апреле на оленях по санному пути, и до десятка разбитых палатках разместились р а ­ бочие и технический порсонал Научного Института по Удобрению во главе с инженером М. П. Фи в е - г о м, производящие разведочные работы кукисвум- чоррского месторождения. Это так называемый на месте „Апатитовый городок". Производящиеся разведочные работы заклю ­ чаются в снятии осыпей с месторождения, нижняя часть которого находится на высоте около 250 метров от подножья горы , в проведении канав взрывными работами с верхних горизонтов место­ рождения к нижней его части, глубиною от 2 до 3 метров, пересекающих все месторождение, с целью выяснить мощность, протяжение и характер место­ рождения. Все пройденные канавы подвергаются детальному минералогическому и петрографиче­ скому изучению. Собран уже огромный, весьма ценный материал, характеризующий изменение со­ става рудного тела, весьма разнообразного в от­ ношении парагенизиса, комплекса минеральных жил, секущих рудное тело и вмещающие породы. Выделяется материал для Минералогического Музея Академии Наук для изучения группы редко ­ земельных элементов в апатитах разных генераций Промежуточный лагерь на апатитовых разработках. и собираются минералогические коллекции для музея Хибинского опытного поля. С 10 июля, после предварительных работ в Химической лаборатории Хибинского опытного поля, химиком Р. А. К а л а ш ­ н и к о в ы м начаты систематические анализы сред ­ них проб. На основании пока проделанных анали­ зов намечается в верхней части месторождения полоса богатых руд с содержанием фосфорного ангидрида от 28 до 36% . Так как верхняя граница месторождения в общем неправильна и отдельные участки апатитовой по­ роды поднимаются на несколько десятков метров против общей линии верхнего горизонта, образуя новые скопления апатита, то для определения мощности месторождения с глубиной, приступлено к проходке нескольких вертикальных буровых скважин при помощи алмазного бурения. В виду позднего получения станка и громадных трудно ­ стей по подъему его и двигателя на высоту 400 мет­ ров над долиной, буровые работы могли быть начаты только в середине августа. Поэтому, работа по бурению будет продолжаться и зимой, когда намечена и пробная эксплоатация месторождения. В начале сентября в Хибины выезжала под председательством академика Ф е р с м а н а спе­ циальная комиссия, которая осмотрела месторожде­ ние, собрала руководителей всех партий и всесто­ ронне расмотрела вопрос. Комиссия выяснила, что в южной части Хибинского массива запасы ап ати ­ товой породы исчисляются цифрами до 500 мил­ лионов тонн, при чем только в одном м есторожде­ нии, более детально разведываемом сейчас, имеется около 10 — 20 миллионов тонн исключительно вы ­ сокопроцентной породы , которая, при простых методах дробления, может дать почти чистое сырье для получения суперфосфата. Залегание этой п о ­ роды довольно выгодное, в виде сплошной массы мощности до 50 метров, из которой апатит может ломаться, как гранит или известняк в каменоломнях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz