Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.

6 КА р е л о - м у р м а н с к и й к р а й № 8—9 ряд работ с апатито-нефелиновой породой Кера­ мическим Институтом, Механобром, Научным Ин ­ ститутом по Удобрениям. Все эти работы поставили проблему разработки апатита на практическую почву, актуальность ко ­ торой вызывалась возможностью заменить апатитом привозные африканские фосфориты для суперфо­ сфатного завода в Ленинграде и экспортными целями. ■ К концу 1928 года апатитовая проблема поста­ вила ряд крупных задач технического и экономи­ ческого характера: выяснение возможности и стои­ мости проведения железной дороги к месторожде­ ниям апатита на протяжении 27 километров от разъезда Белого Мурманской ж. д., выяснение возможности устройства жилищ для рабочих в ме­ стах разработки апатита, организация перемолоч- ного и обогатительного завода, устройство гидро­ установок на р. Белой и оз. Вудъявре, осушение лугов в долинах названной реки и озера и целый р яд других вопросов, связанных с организацией на безлюдном заполярном севере нового промышлен­ ного центра. Вместе с тем, открытие запасов апатита в Хи­ бинских горах коренным образом изменило всю программу промышленности по фосфорно-кислым удобрениям , наметило перевод стекольной про­ мышленности на нефелин, заменяющий частично дефицитную соду и обусловило возможность обхо ­ диться без импорта иностранного сырья, сохраняя таким путем ежегодно несколько миллионов рублей валюты. В сознании вырисовывавшихся перспектив апати ­ товой проблемы, в преддверии организации летних работ в Хибинских--горах в 1929 году— 17 марта 1929 г. состоялось особое совещание по апатито ­ вому вопросу под председательством академика А. Е. Ф е р с м а н а с участием представителей Л е ­ нинградского Областного Совнархоза, Геологиче­ ского Комитета, Правления Мурманской ж. д. и Института по Изучению Севера. На этом совещани была выработана общая программа работ в Хибин­ ских горах, связанная единством цели, для целого ряда привлекаемых к этим работам учреждений и разработана необходимая смета расходов, объеди ­ няющая отпущенные уже средства разным учре­ ждениям и предусматривающая специциальныё ассигнования. Горно-разведочные работы как путем наружного обнажения выходов апатитового месторождения взрывными работами, так и путем глубокого в ер ­ тикального бурения, возложены были на Научный Институт по Удобрениям. Проведение грунтовой д о ­ роги от разъ езд а Мурманской ж. д. Белого до места сосредоточения горно-разведочных работ в Хибин­ ских горах, на протяжении 27 километров, пору­ чено было Колонизационному Отделу Правления Мурманской ж. д. Этому же Отделу поручено было построить базу в горах, где могли бы разместиться 100 рабочих горно-разведочных работ и техниче­ ский персонал, связать эту базу телефоном с р а зъ ­ ездом Белым, произвести изыскания гидроэнер ­ гии рек: Большой и Малой Белых, изучение эко ­ номических условий добычи, транспорта, пере­ работки и использования нефелино - апатитовой породы . Фотограммометрическая съемка южной части Хибинских тундр на площади около 400 кв. кило ­ метров была возложена на Высшее Геодезическое Управление, геологические работы на Институт по Изучению Севера; опыты по обогащению нефелино­ апатитовой породы и составление обогатительной фабрики поручены Механобру. Выработка м ето ­ дов использования нефелина в керамической про ­ мышленности и исследование нефелино-апатитовой породы, как химического сырья для других отра­ слей промышленности, поручено было — ГИПХ'у, а выработка методов использования термофосфа­ тов — лаборатории академика П р я н и ш н и к о в а в Сельско-Хоз. Институте имени Тимирязева. Это распределение работ и смета были утвер ­ ждены Призидиумом Ленинградского Областного совнархоза. Для объединения деятельности п ере­ численных учреждений, при ЛОСНХ была органи ­ зована „Нефелино-апатитовая комиссия" под пред ­ седательством лица, назначенного Главхимом. В состав комиссии вошли представители: Ака­ демии Наук, Института по Изучению Севера, Геолкома, Мурманской ж. д., Моск. Института по Удобрениям (НИУ), ЛОСНХ, Химтреста, Стекло- треста и Промэкспорта. Д ля объединения оперативной работы на засе­ дании комиссии 9 мая было решено назначить особого уполномоченного ЛОСНХ. П ервой работой по подготовке к эксплоатации месторождения, начатой еще до образования ко ­ миссии, была—перевозка строительных материалов для постройки базы в горы по зимнему пути на оленях, т. к. никакой летней не только дороги , но и тропы не существовало. Эта работа была вы­ полнена Мурманской дорогой . Строительный ма­ териал (стандартные доски) был изготовлен на Кандалакшском заводе Ж еллеса и перевезен на оленях (работало свыше 200 оленей) в период с 15 по 30 апреля. Следующей необходимой предпосылкой подго ­ товки апатитовых месторождений к эксплоатации было соединение будущих разработок путями со ­ общения с Мурманской ж. д. Совещанием акаде­ мика Ф е р с м а н а 17 марта 1929 г. было намечено, как упоминалось выше, проведение грунтовой при­ митивной дороги, расчитанной на вьючное п ере­ движение от разъезда Белой Мурманской ж. д. в Хибинские горы на протяжении 27 километров с отпуском на эту цель по орентировочной смете заведомо недостаточной суммы в 37 500 рублей. Колонизационный Отдел, еще по зимнему пути забросив строительные материалы для этой дороги в горы, с 3 июня приступил к земляным работам . М ежду тем, к этому времени выяснилось, что еще в настоящем году должен быть начат экспорт апатитов через Мурманский порт и дорога должна строится не для в ь ю ч н о г о передвижения, а для грузового автомобильного движения. Пришлось спешно изыскать более тщательно трассу дороги через болота и откосы и приступить с 3 июня к осуществлению видоизмененного задания, преодо ­ левая серьезные затруднения, заключающиеся в не­ достатке рабочей силы, позднем оттаивании бо­ лот в горах, обилии комаров и т. п. Самый объем работ, в зависимости от автомобильного движения, изменился и новая смета определила стоимость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz