Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
6 КА р е л о - м у р м а н с к и й к р а й № 8—9 ряд работ с апатито-нефелиновой породой Кера мическим Институтом, Механобром, Научным Ин ститутом по Удобрениям. Все эти работы поставили проблему разработки апатита на практическую почву, актуальность ко торой вызывалась возможностью заменить апатитом привозные африканские фосфориты для суперфо сфатного завода в Ленинграде и экспортными целями. ■ К концу 1928 года апатитовая проблема поста вила ряд крупных задач технического и экономи ческого характера: выяснение возможности и стои мости проведения железной дороги к месторожде ниям апатита на протяжении 27 километров от разъезда Белого Мурманской ж. д., выяснение возможности устройства жилищ для рабочих в ме стах разработки апатита, организация перемолоч- ного и обогатительного завода, устройство гидро установок на р. Белой и оз. Вудъявре, осушение лугов в долинах названной реки и озера и целый р яд других вопросов, связанных с организацией на безлюдном заполярном севере нового промышлен ного центра. Вместе с тем, открытие запасов апатита в Хи бинских горах коренным образом изменило всю программу промышленности по фосфорно-кислым удобрениям , наметило перевод стекольной про мышленности на нефелин, заменяющий частично дефицитную соду и обусловило возможность обхо диться без импорта иностранного сырья, сохраняя таким путем ежегодно несколько миллионов рублей валюты. В сознании вырисовывавшихся перспектив апати товой проблемы, в преддверии организации летних работ в Хибинских--горах в 1929 году— 17 марта 1929 г. состоялось особое совещание по апатито вому вопросу под председательством академика А. Е. Ф е р с м а н а с участием представителей Л е нинградского Областного Совнархоза, Геологиче ского Комитета, Правления Мурманской ж. д. и Института по Изучению Севера. На этом совещани была выработана общая программа работ в Хибин ских горах, связанная единством цели, для целого ряда привлекаемых к этим работам учреждений и разработана необходимая смета расходов, объеди няющая отпущенные уже средства разным учре ждениям и предусматривающая специциальныё ассигнования. Горно-разведочные работы как путем наружного обнажения выходов апатитового месторождения взрывными работами, так и путем глубокого в ер тикального бурения, возложены были на Научный Институт по Удобрениям. Проведение грунтовой д о роги от разъ езд а Мурманской ж. д. Белого до места сосредоточения горно-разведочных работ в Хибин ских горах, на протяжении 27 километров, пору чено было Колонизационному Отделу Правления Мурманской ж. д. Этому же Отделу поручено было построить базу в горах, где могли бы разместиться 100 рабочих горно-разведочных работ и техниче ский персонал, связать эту базу телефоном с р а зъ ездом Белым, произвести изыскания гидроэнер гии рек: Большой и Малой Белых, изучение эко номических условий добычи, транспорта, пере работки и использования нефелино - апатитовой породы . Фотограммометрическая съемка южной части Хибинских тундр на площади около 400 кв. кило метров была возложена на Высшее Геодезическое Управление, геологические работы на Институт по Изучению Севера; опыты по обогащению нефелино апатитовой породы и составление обогатительной фабрики поручены Механобру. Выработка м ето дов использования нефелина в керамической про мышленности и исследование нефелино-апатитовой породы, как химического сырья для других отра слей промышленности, поручено было — ГИПХ'у, а выработка методов использования термофосфа тов — лаборатории академика П р я н и ш н и к о в а в Сельско-Хоз. Институте имени Тимирязева. Это распределение работ и смета были утвер ждены Призидиумом Ленинградского Областного совнархоза. Для объединения деятельности п ере численных учреждений, при ЛОСНХ была органи зована „Нефелино-апатитовая комиссия" под пред седательством лица, назначенного Главхимом. В состав комиссии вошли представители: Ака демии Наук, Института по Изучению Севера, Геолкома, Мурманской ж. д., Моск. Института по Удобрениям (НИУ), ЛОСНХ, Химтреста, Стекло- треста и Промэкспорта. Д ля объединения оперативной работы на засе дании комиссии 9 мая было решено назначить особого уполномоченного ЛОСНХ. П ервой работой по подготовке к эксплоатации месторождения, начатой еще до образования ко миссии, была—перевозка строительных материалов для постройки базы в горы по зимнему пути на оленях, т. к. никакой летней не только дороги , но и тропы не существовало. Эта работа была вы полнена Мурманской дорогой . Строительный ма териал (стандартные доски) был изготовлен на Кандалакшском заводе Ж еллеса и перевезен на оленях (работало свыше 200 оленей) в период с 15 по 30 апреля. Следующей необходимой предпосылкой подго товки апатитовых месторождений к эксплоатации было соединение будущих разработок путями со общения с Мурманской ж. д. Совещанием акаде мика Ф е р с м а н а 17 марта 1929 г. было намечено, как упоминалось выше, проведение грунтовой при митивной дороги, расчитанной на вьючное п ере движение от разъезда Белой Мурманской ж. д. в Хибинские горы на протяжении 27 километров с отпуском на эту цель по орентировочной смете заведомо недостаточной суммы в 37 500 рублей. Колонизационный Отдел, еще по зимнему пути забросив строительные материалы для этой дороги в горы, с 3 июня приступил к земляным работам . М ежду тем, к этому времени выяснилось, что еще в настоящем году должен быть начат экспорт апатитов через Мурманский порт и дорога должна строится не для в ь ю ч н о г о передвижения, а для грузового автомобильного движения. Пришлось спешно изыскать более тщательно трассу дороги через болота и откосы и приступить с 3 июня к осуществлению видоизмененного задания, преодо левая серьезные затруднения, заключающиеся в не достатке рабочей силы, позднем оттаивании бо лот в горах, обилии комаров и т. п. Самый объем работ, в зависимости от автомобильного движения, изменился и новая смета определила стоимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz