Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.

№ 8—§ КАРЁЛО-МУРМАНСКЙЙ к р а й . Š Продолженные в 1927 году, по заданию Колони­ зационного Отдела Мурманской жел. дор., про­ мышленные обследования месторождений апатита в Хибинских горах экспедицией под руководством сотрудника Института по Изучение Севера инженера В. Й. В л о д о в ц а параллельно с химическим иссле­ дованием апатитовой породы в лаборатории на Хибинском опытном пункте Колонизационного Отдела, позволили наметить некоторую законом ер­ ность в распределении апатитовых залежей, обсле­ дованных А. Н. Л а бу н ц о в ы м. Оказалось, что содержание фосфорного ангидрида (Р 2 0 5) в верхних горизонтах залежи в среднем доходит до 30% , тогда как в нижних горизонтах оно колеблется от 15 до 20% . Вместе с тем, предварительный под ­ счет запасов апатитовой породы в месторождениях Кукисвумчорра, Расвумчорра, Юкспора и Пинуай- чорра*, произведенный В. Й. В л о д о в ц е м обна­ ружил, что эти месторождения Хибинских гор за ­ ключают в себе и с к л ю ч и т е л ь н ы е з а п а с ы ф о с ф о р н ы х р у д . Обнаруженные запасы под­ нялись с 18 милл. тонн предыдущего года до 90 миллионов тонн. А это последнее обстоятель­ ство позволяло расчитывать уже на ш и р о к о е и с п о л ь з о в а н и е э т и х м е с т о р о ж д е н и й д л я п р о м ы ш л е н н ы х ц е л е й . В этих целях было заключено принципиальное соглашение Правления Мурманской ж. д. с трестом „Русские Самоцветы* о совместном обследовании хибинскил апатитов и их разработке. Но так как трест в дальнейшем не получил на то разрешения ВСНХ, то подготовительную работу по исполь­ зованию хибинских апатитов в промышленных целях пришлось продолж ать Колонизационному Отделу дороги с Институтом по Изучению Севера, под общим руководством академика А. Е. Ф е р с ­ м а н а . Если мржно было считать н^ основании произ­ веденных уже обследований установленным, что апатито-нефелиновая порода вполне пригодна для производства фосфора и при выборке наиболее богатых верхних слоев породы с содержанием фосфорного ангидрида найдет сбыт за-границей, то гораздо труднее стоял вопрос о производстве суперфосфата. В этом направлении наибольший интерес дела. В Ленинграде, как упоминалось выше, приступлено к сооружению суперфосфатного зявода. Д ля производства суперфосфата достаточно иметь апатит с содержанием 22—25% фосфорного андигрида, но при условии содержания не свыше 5—6% полуторных окислов—глинозема и окиси ж е л е за ,■— а этому апатитовая порода б е з о б о ­ г а щ е н и я не удовлетворяет. Вместе с тем, ве­ гетационные опыты Колонизационного Отдела д о ­ роги на его опытных пунктах при станциях Хи­ бины и Лоухи, а такж е опыты проф. Д. Н. П р я- н и ш н и к о в а в Тимирязевской Академии под Москвой выяснили, что апатит в п р о с т о м р а з ­ м о л е усваивается и дает прирост урожая лишь на к и с л ы х почвах, и результаты тем лучше, чем порода чище от нефелина. Из этого положения вытекала важнейшая за­ дача—обогащения апатита. Опыты с обогащением к этому времени с с л у ч а й н ы м и образцами апа­ титовой породы, взятых из осыпей, а не из глав­ ных обнаруженных месторождений, производились Механобром и европейски известной фирмой Гум­ больдт в Кельне. Эти опыты показали полную в о з­ можность обогащения апатитовой породы флоата- ционным способом, т. е. путем размола породы и последующего выделения апатита маслянистой жидкостью (олеиновой кислотой). При этом апатит отделялся начисто, а в отбросе получался нефелин и титаномагнетит. Оставалось, таким образом , поставить испытания в крупном масштабе, выяснить стоимость и резуль­ таты обогащения не из с л у ч а й н ы х образцов породы , а из взятых на основе серьезного изуче- чения месторождений. В этих целях, чтобы не т е ­ рять времени в конце октября 1926 года Колони­ зационный Отдел дороги организовал к месторо­ ждений Расвумчорр по зимнему пути на оленях экспедицию под руководством заведывающего Хибинским опытным пунктом агронома И. Г. Э й х - в е л ь д а совместно с агрономом К р е п с о м И техником С е м е р о в ы м для добычи тонны апа­ титовой породы для опытов и образцов. Участники экспедиции в ущельях, занесеных глубоким снегом, при 20-градусном морозе, при ветре, вооруженные Лес по дороге к апатитовым месторождениям. лишь киркой и ломами, с неимоверным трудом и усилиями выполнили это поручение, описанное И. Г. Э й х ф е л ь д о м во втором номере „Карело- Мурманского Края" за 1927 год под заглавием „В Хибины за апатитом". Идя по пути дальнейших работ по углублению апатитовой проблемы на 1928 год, Колонизацион­ ный Отдел дороги вошел в связь с рядом научно- исследовательских институтов. Последним удалось в 1928 году провести ряд важных работ. Институт по Изучению Севера заснял на план выходы апа­ титовой породы из кукисвумчоррского месторожде­ ния и произвел химическое опробование породы , что привело к установлению более значительных за ­ пасов в месторождении, чем предполагалось ранее и значительно лучшего качества. Институтом При­ кладной Химии получены из доставленной ему Колонизационным Отделом дороги апатитовой по­ роды образцы первокласного суперфосфата из обогащенной породы . Опытным химическим заво ­ дом в Ленинграде произведена опытная заводская выплавка фосфора из апатита. Госуд. Институт Опытной Агрономии произвел ряд вегетационных опытов с апатито-нефелиновой породой. Проделан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz