Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 37 полностью. Плановое переселение, начавшееся с 1924-1925 г., составляло лишь часть всего пересе ленческого движения. Число плановых переселенцев медленно возрастало в последующие годы по ср ав нению с числом переселенцев внеплановых. Так, размеры самовольного движения в 1927-28 г. составляли ЗЗс/0, в 1926-27 г .— 36% , а в 1925- 1926 г.—54% , от всего переселенческого движения. Из данных цифр видно, что степень плановости постепенно возрастает в переселенческом деле. Однако, в силу ряда причин, процент плановых переселенцев по отношению ко всем переселенцам еще не достиг 100° 0 и составляет только 67°/0. Еще в 1926 г Президиум ЦИК Союза ССР в постановлении от 30 июля по докладу П ересе ленческого комитета установил необходимость о т пуска на переселенческие мероприятия не менее 32 миллионов рублей. Однако, Переселенческий комитет располагает в первый год пятилетки всего лишь 23,5 миллионами рублей, при чем эта сумма несколько меньше ассигнований 1927-;8 года. Т а ким образом , несмотря на я в н о в о з р а с т а ю щ у ю п о т р е б н о с т ь в п е р е с е л е н и и , ассиг нования на это мероприятие не только не возрасли, а фактически довольно сильно снизились. Н едо статочность средств, отпускавшихся на переселение, несомненно связана с таким отрицательным явл е нием, как высокий процент обратного движения переселенцев. Современное обратное переселение, хотя и снижается из года в год, но все ж е оста ется несколько выше, чем до революции. Это об стоятельство видно из следующей таблицы: Процент обратного переселен, к прямому. 27,1 47.0 20.0 11,0 7,0 : 1910 по 1914 г. 12,4 % 1924/25 9,1 1925/26 20,9 1926/27 17,2 1927/28 15,9 с 1924/25 по 1927/28 г. 15,9 Высокий процент обратного движения обусло вливается п л о х о й п о д г о т о в к о й ф о н д а д л я п е р е с е л е н ц е в , имеющей место как по недоста точности ассигнования на это мероприятие, так и слабой обеспеченности переселенцев. Вполне по нятно, что обратное движение переселенцев должно быть снижено до минимума. Эта одна из основных задач переселенческой работы на ближайшее пяти летие. Однако, возможность решения этой задачи стоит в прямой зависимости от размера ассигно ваний, которые будут отпущены на переселение. В текущем году внеплановое движение пересе ленцев значительно возрасло. По предварительным данным, в Сибирский Край и Казакстан проследо вало свыше 200 тысяч переселенцев-самовольцев Усиленное внеплановое переселение текущего года обусловлено особыми хозяйственными условиями, неблагоприятно сложившимися в этом году для некоторых районов (недород на юге Украины, не достаток хлеба и т. п.). Столь значительное вне плановое движение переселенцев выдвигает вопрос о порядке их устройства в районах водворения. Советские переселенческие мероприятия должны быть построены с таким расчетом, чтобы само вольное движение переселенцев было в возможной степени втянуто в плановое русло. Однако, вне плановые переселенцы направляются не только в районы подготовки переселенческих фондов для переселенцев, но и в такие местности Сибири, Казакстана и других районов, где работы пересе ленческих органов не организованы . Внеплановые переселенцы устраиваются в значительном количе стве путем доприселения к существующим старо жильческим селениям, имеющим земельные излишки. Беспорядочное вселение переселенцев-самовольцев в такие селения сопровождается как усложнением местных земельных отношений, так и нарушением советского земельного законодательства. И зложен ные обстоятельства ставят вопрос о необходимости выделения, под руководством переселенческих о р ганов, земельных излишков в старожилых селениях с помощью местных землеустроительных органов и на специально отпускаемые по союзному бюд жету средства. Выделяемые в указанном порядке земли должны представляться внеплановым п ере селенцам, при чем наименее обеспеченным должна оказываться ссудная помощь для организации хо зяйства. К сожалению приходится отметить, что пересе ленческое дело в Союзе ССР пользуется недоста точным вниманием со стороны советской общ е ственности. Несмотря на полную очевидность не обходимости расширения и улучшения переселен ческого дела довольно часто приходится доказы вать необходимость переселения. Между тем, переселение может выполняться при условии пол ного и широкого содействия переселенческим и земельным органам в деле правильной и наиболее эффективной организации переселенческих м еро приятий. До настоящего времени переселенческое дело не имело надлежащей поддержки со стороны местных советских органов. На переселенческие кредиты, переводимые из центра, смотрели как на средства, которые могут быть использованы для пополнения местного бюджета и, как это показало обследование РКИ СССР, переселенческие кредиты предназначались на цели, не имеющие ничего об щего с переселением. Это обстоятельство несом ненно вредно отразилось на всем переселенческом деле и должно быть решительно устранено. Ф. Попов. Годы. 1910 1911 1912 1913 1914 (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz