Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8—9 отсталым национальным республикам и отдель ным народностям , ранее угнетаемым в их эко номическом и культурном развитии. При царском строе в особо тяжелых условиях гнета, экономи ческого застоя, и народной нищеты находились окраинные отсталые народности. В первые годы советского строительства, в так называемый вос становительный период, развитие нашего народ ного хозяйства шло по линии восстановления ста рых предприятий промышленности и посевных площадей, которые, как правило, находились в цен тральных районах СССР. За период восстановле ния в отдельных отсталых национальных респу бликах проделана значительная работа по созданию за-ново индустриальных предприятий и увеличению сельско-хозяйственного производства, но эго еще только первичная работа в сравнении с общей за дачей, поставленной Октябрьской Революцией в отношении экономического и культурного разви тия всех народов СССР. Состояние экономики и культуры отдельных отсталых республик и н арод ностей: Бурято-Монгольскрй, Якутской, Карельской, Казанской АССР, отдельных народностей Сибири и Д .-Восточного края и Средней Азии таково, что без большой финансовой, производственной и культурной помощи они не будут в состоянии догнать ушедшие вперед основные народы СССР, находящиеся в более благоприятных условиях для своего развития. Все достижения экономики, науки, культуры и техники, которыми распоряжается СССР, должны распределяться так между н аро дами, населяющими наш Союз, чтобы дать возмож ность отсталым народам быстро подняться. Если раньше колонизация при царском правительстве была орудием угнетения отсталых народностей, то в настоящее время советское переселение во всех его отраслях (землеустройство, обводнение, мели орация, машиноснабжение, раскорчевка, дорожное строительство, кустарные промыслы, пионерная промышленность, социально-культурное обслужи вание) проводится за счет союзного бюджета и тес нейшим образом увязывается с экономикой края при непременном условии создания более благоприят ных экономических, культурных и других условий для поднятия экономического и культурного бла госостояния коренного населения. Через посред ство переселения более культурных крестьян и рабочих из экономически окрепших районов в от сталые районы и организации в этих районах но вой индустрии и сельского хозяйства на новой социально-технической базе за счет союзных средств при одновременной усиленной помощи коренному населению в смысле перехода на новые формы ведения своего хозяйства является реальная воз можность более быстро решить задачу поднятия отсталых народов СССР на более высокий и хо зяйственный культурный уровень. В этом корен ное политическое отличие советского переселения от царской колонизаторской политики. С точки зрения социалистического строитель ства переселенческое дело имеет огромнейшее зн а чение. В мало обжитых и необжитых районах, где не приходится ломать установившиеся формы индивидуально-частного крестьянского хозяйства, а строить его за-ново в плановом порядке на но вой социально - технической базе, имеются все предпосылки для немедленного перехода к обобщ е ствленным формам ведения хозяйства, тем более, что экономические, финансовые, организационные и другие рычаги в районах создания нового со ветского хозяйства находятся целиком в наших руках. При советской колонизации имеются ши рокие возможности создания могучих социалисти ческих комбинатов, в которых все элементы х о зяйства будут строиться на основах социалистиче ского хозяйства с полной отменой частной соб ственности на орудия производства. Переселенческое дело при надлежащей его по становке может в значительной степени способ ствовать уменьшению безработицы в районах с особо большими кадрами безработных и без на личия перспектив на быстрое развитие индустрии. Все безработные, недавно оторвавшиеся от сель ского хозяйства, состоящие на Бирж ах Труда, не квалифицированы, могут объединяться в сельско хозяйственные коммуны и отправляться в районы заселения. Переселенческое дело с точки зрения экономи ческой эффективности даже в первоначальной ста дии его развития в советских условиях, показало, что оно имеет высокую эффективность и средства, вкладываемые по линии переселения, быстро со здадут новую сельско-хозяйственную продукцию и промышленное сырье. За последние четыре года на переселение затрачено государственных средств 52 млн. рублей. За эти годы получено вало вой продукции сельско-хозяйственной не менее как на 70 млн. руб. Кроме этого, часть подгото вленной земли не заселена и при дальнейшем р а з ворачивании переселенческих хозяйств эфф ектив ность в значительной степени увеличится. Несмотря на эти все предпосылки, определяю щие политику переселения в. условиях советского строительства, как важнейшую проблему, дело п ере селения и колонизации не нашло до сих пор д о статочно устойчивого места в системе развития народного хозяйства, при чем значение этой р а боты с точки зрения бурного роста экономики страны не дооценивается. Советское переселение было организовано много спустя после октябрьской революции. В первое время после революции переселение протекало неорганизованно, почти без всякого участия госу дарства и при полном отсутствии какого-либо пла нового начала. Плановое переселение было впер вые открыто в Поволжье в 1924 -25 году. П ер вым постановлением Правительства, устанавливаю щим цели и задачи советского переселения, было постановление Совета Труда и Обороны от 17 ок тября 1924 г. За время организованного переселения, зачи сление земли за переселенцами превышало плано вые предположения почти на 30% . С другой сто роны, водворение переселенцев сильно отставало от плановых заданий и составляло всего лишь 64,5% последних. В течение 4 х лет советского переселения на Дальний Восток, в Сибирь, на Урал и Поволжье, постепенно снижается процент пере селенцев, возвратившихся обратно на родину. В отдельные годы процент обратных переселен цев достигал 21 °/0; в настоящее время обратное движение переселенцев далеко еще не изжито
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz