Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 25 7. КОРВ-КЕГЬКЕ НА ПИРЕНГОЗЕРЕ На Пиренгозере (Пыренчь-яврь) у наволока Навчик, не вдалеке от островка, на глубоком месте из воды возвышается камень — Корв-Кетьке — с растущей на нем сосной. Когда ло пари проезжают мимо этого камня, просят у него попутного ветра. При этом надо, подъехав к камню, чем-нибудь ударить по нем. Однажды Онисим Сергии (в 1929 году ему лет 85), про езжая мимо Корв-Кетьке, снял штаны, намочил в озере и ударил ими по камню, прося у него попутного ветра. После этого по днялся такой сильный ветер, что разорвал парус на карбасе и Онисим едвт добрался до Николая Чорного (верхний порог реки Пиренги, в 20 верстах от камня к северо-востоку). (Со слов предыдущего. 1929 г.). 8. МАРЕСЬ-АКАНЧЬ (БАБУШКА МАРЬЯ) (Легенда о происхождении острова Кильдина) Записи легенды об острове Кильдине имеются и даже из вестны в литературе (напр, в Северных сказках Ончукова). У меня имеется 3 варианта. Самый интересный, самый полный и самый старый, по-моему, тот, который я слышал от культур ного лопаря, хорощо знающего свой язык, жителя Кильдинского погоста Александра Афанасьевича Яковлева, моего старого знакомого. Этот вариант я привожу здесь. „Маресь-аканчь“ — старушка Марья — сейд на острове Киль- дине. Стоит он — теперь уже обломок — на скале у моря в за падной части острова. Под ним в море обнажается из воды не большой камень в виде пашки (маленькой лодки) — это при метный знак для нахождения сейда. Маресь-аканчь была колдунья и захотела запрудить Кордиок — реку Воронью, чтобы семга не ходила в реку. Оторвала от Ры бачьего полуострова 1 кусок и поплыла на нем к востоку. Чтобы никто не видел как земля плывет по морю, она напустила ту ману. Но в тумане сама потеряла направление и плывший ку сок земли задел дном о мелкое место. Увидели это люди и стали удивляться, откуда земля в море появилась. Тогда земля оста новилась на месте. Земля эта — остров Кильдин. Маресь-аканчь окаменела вместе с дочерью на краю острова на верху скалы. Несколько лет назад одно военное судно, стоявшее в Але- ксандровске, подошло к Кильдину и выстрелило в Маресь-аканчь из пушки. Выстрелом сбило часть камня, теперь сейд Маресь- аканчь стоит разбитый. (14/1 1929 года). 9. ЦЭЛЕЙ (Легенда о происхождении острова Сосновца в Белом море). Колдун, живший на берегу моря, где теперь погост Соснов- ский, однажды, ложась спать, сказал другим жителям: — „когда утром проснетесь, не дивуйтесь тому, что увидите и никому про то ничего не говорите ". Люди проснулись наутро, глядят— по морю кусок земли идет; все зашумели — земя и останови лась. Этот кусок земли — остров Сосновец, по-лопски Цэлей— колдун оторвал от Семи Островов, что у Мурманского берега, и тянул его к Архангельску, чтоб запереть реку Двину. (Со слов Койвина и П. Телышева— сосновских лопарей 20/XII—1928 г.). 1 Полуостров Рыбачий и остров Кильдин однородны в гео логическом отношении и отличны от материка. В. А. 10. О ЧУЭРВЬ-КАРТАХ И ЖЕРТВЕННЫХ ОЛЕНЯХ Колдунам раньше жертвовали оленей. Олени эти были обет- ные, самые лучшие — белые или пестрые. У колдунов соста влялись большие стада. ...Один лопарь пообещал пожертвовать колдуну самого луч шего оленя, когда он родится. Родился красивый пестрый олень, такой красивый, что лопарю жалко было отдать его кол дуну. Он оставил его себе а колдуну отдал гдругого. После этого у лопаря погибло много оленей. ...Чуэрвь-карты (чуэрвь-гарты, чуэрвь-гартушки, чарв-карты)1, это места, где колдуны колдовали об оленях, молились об уве личении стада; сюда приносили все оленьи рога в жертву — и домашних и диких оленей. И сейчас во многих местах есть кучи оленьих рогов. Такая куча (по свидетельству жены Изо- сима) — чуэрвь-гарт — имеется на правом берегу реки Кицы, не далеко от впадения ее в реку Колу. (Рассказали екостровский лопарь Изосим Куимов и его жена из семьи Дмитриевых 29/VI1 1929 г.). 11. ЧАРВЬ-КАРТ НА ВУЛ-ЯУР (НИЖНЕМ ОЗЕРЕ) На старом кентище 2 у Вулозера имеется камень, около ко торого множество рогов. Лопари просили (у камня) хорошего улова или охоты и приносили в жертву оленьи рога или свя занных оленей. После принесения жертвы уловы бывали хо рошие. (Авдотья Парфентьевна Герасимова из Ристикента, 28/VIII 1929 г.). 12. ЧУДНЫ-МЫР „Чудны-мыр“ — чудное дерево, единственная на Кольском полуострове лиственница. Находится она в двух километрах к северо-востоку от Сосновского погоста. Молились около этого дерева, когда терялись олени. Оленя к нему привязывать нельзя - олень удавится той веревкой. Самоед Ванюта в 1918 году захотел срубить это дерево, но не мог. Ванюта вскоре умер от испанки 3. Сейчас это дерево частью подсохло. Лопари не знают, что это за дерево. (Записано со слов П. Телышева и Койвина 17—18/XII—1928 г). 13. ЧАДЦБ-ИЛЛЕ (ВОДЯНОЙ ЖИТЕЛЬ) Бабинский лопарь Артамон Сергин рассказал о „водяном хозяине" следующее. У нотозерцев есть озеро, где было запрещено женщинам ло вить рыбу. Жила в тех местах колдунья. Не захотела она со блюдать запрещенья и стала на озере ловить рыбу. Тогда из озера вышел чорт Чадць-Илле, Водяной Житель, хозяин озера 1 Чуэрвь, чарв — олений рог. Карт, гарт — ограда. Слово карт, гард, гарт, град — в том или ином виде имеется во мно гих языках не только индо-евпропейских, но и других - и всюду в значении ограды, загородки, города. 2 Кентище — место, где когда-то было жильё, что можно за метить по отсутствию зарослей, наличию старых ям, траве, от личающейся от травы диких мест. 3 Рассказчик смерть Ванюты ставит в связь с его неуважи тельным отношением к дереву.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz