Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.

24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8 - 9 Некоторые лопари говорили, что они видали к а л е с я: одежда на нем вся сделана из чистых черных долгошерстных неблюев. Сейдушко-калесь — добрый. Дяде Киприяну Данилову (ныне 70-летнему старцу) он указал дикого оленя. Дикий олень по­ дошел к дяде Киприяну так близко — „хоть руками бери“. Киприян убил оленя, а рога принес сейдушке в жертву. Иногда сейдушко гневается. Дядя сосновского лопаря Петра Телышева вздумал смерить глубину Акки-явиря около сейда, но не достал до дна. Когда же вернулся домой и заснул, то старик (калесь) явился ему во сне с палкой, чтобы наказать его. Те- лышев больше не ходил беспокоить сейда и своим племянникам заказал. Егор Егорович Друженьков когда-то был богатым лопарем в погосте. Это сейдушко ему помог разбогатеть. Явился он Егору во сне, взял чивастегу (аркан для ловли ручных оленей) и, набросив ее на плывущий по морю корабль, сказал Егору: „иди к морю, будет там тебе и твоим детям1. Егор пошел на Бабий Нос и нашел там разбитый корабль. С этого он раз­ богател. Перед войной с англичанами (1854 г.) сейдушко стрелял из пушки — лопари слышали выстрелы. После этого через 2 месяца началась война. Савелий Петрович Матрехин, сосновский лопарь, слышал у сейда три выстрела перед последней войной. Слышали лопари вблизи сейда и звон колоколов. На вершине горы „Сейд-Калесь“ раньше было много жерт­ венных оленьих рогов. Теперь ижемцы все разорили, раста­ щили хорошие рога себе на поделки для сбруи да на ручки для ножей. (Рассказали сосновские лопари Кой- вин и П. Телышев 17—18/XII—1928 г.). 2. СЕЙД-КЕТЬКЕ НА ИОКАНГЕ У реки Иоканги, в одной версте от погоста, в месте, назы­ ваемом Лыхтэ-пайк имеется Сейд-Кетьке (Сейд-камень). Этому сейду иоканчане приносили жертвы. Выбирали лучшего неез­ женого целоухого „обетного" оленя, резали его так, чтоб кости остались целыми. Варили его в котле и ели всем обществом, костей не дробили. После трапезы собирали все кости оленя и складывали у Сейд-Кетьке так, как будто бы это был целый олень. Это была жертва сейду. Шкуру оленя также оставляли сейду. Перед тем как резать оленя, молились у сейда („по право­ славному"). Перед началом семужьего промысла весной все иоканчане молились реке Иоканге 1 о даровании хорошего промысла. После молитвы заборщик 2 черпал пз Иоканги чашкой воду и пил, после этого пило воду из реки Иоканги все общество. Из пер­ вой попажи заборщик брал две рыбины — семги. Первая дели­ лась между всеми и съедалась, вторая приносилась в жертву сейду — клалась в целом виде у камня. В Сейд-Кетьке, говорят лопари, жил мужчина. Мужчину этого люди иногда встречачи в тундре и в лесу; спрашивали его о судьбе и о том, что делается на свете. Он все знал и от­ вечал. (Записано со слов Матрехина, ко­ торый вез из Иокангского в Камен­ ский пог. 29/Х11—1928 г.) и со слов секр. Иокангского совета Матрехина. 1 Моление реке Иоканге рассказчик мне подтвердил несколько раз. В. А. 2 Заборщик — старший при постройке семужьего забора и руководитель лова. 3. ЧЕЛЬМ РИСТЫМ-КЕТЬКЕ 1 „Молельный камень1 Чельм-Ристым-Кетьке, с ровной, „как стол“, вершиной, находится на правом берегу реки Каменки, у Летнего Лумбовского. Ранее у этого камня молились, зажи­ гали свечу, приносили жертвы: деньги и „все“. (Со слов возницы Матрехина). 4. ТАППЕ К востоку от Сосновского погоста, на берегу Белого моря, есть семужья тоня Красные Щолки. Там имеется „Таппе” — гурий (сложенная неправильным конусом куча камней). Под этим гурьем имеется клад золота в 12 человеческих нош. Золото это взато с разбитого бурей корабля. Клад можно добыть, если разобрать гурий и потом сложить его так, как он есть сейчас, т. е. каждый камень положить на прежнее его место. В Иванову ночь внутри гурья виден огонь, как будто горит свеча. Последний раз огонь видели лет 20 назад. (П. Телышев и Койвин Этот гурий я видел издалека 18/XII — 1928 г. По- моему— это древний опознавательный знак, имеющий значение маяка для мореходов. В. А ). 5. О ДВУХ КОЛДУНАХ 2 Охотились два колдуна в Хибинских горах. Нужно им было после охоты возвращаться на Чухькь-сулло (Екостров). Один сказал, что он переплывет Имандру через Екостровскую салму (чуэльм-пролив), и нырнул. Другой же остался сидеть на берегу и смотреть, где вынырнет первый. Первый колдун все время плыл под водой. Когда стал подплывать к острову и стало уже мелко, —он повернул под водой кругом острова, что бы не увидел другой колдун, где он выйдет из воды. Так как было мелко на том месте, где плыл первый, то его спина показалась из воды. Это увидал другой и закричал: „вижу, вижу, где ты, не обманешь!" В это время оба превратились в камни: у острова из воды виден камень, похожий на человека вверх спиной, а на матери­ ковом берегу — похожий на сидящего человека, наклонившегося вперед и смотрящего вдаль на тот берег Екостровской салмы, где виден из воды камень. (Рассказал Изосим Куимов, еко- стровский лопарь 29/V1II — 1929 г.). 6. ЛЕУШК-КЕТЬКЕ НА ИМАНДРЕ На Чухькь-сулло (Ек.строве) жили когда-то лопарь с женой Лопарь этот был большой колдун. Он летом ездил по Имандре (Чухькь-сулло Оэверь) на оленях, как будто бы зимой по льду. Запряжет в кережку оленя, положит в нее топор, сядет в нее и поедет по воде, как по льду. Однажды он собрался ехать: запряг в кережку оленя, по­ ложил в нее топор и сам сел. Жена незаметно для него вынула топор из кережки. Погнал колдун оленя, но только выехал на воду, тут же и утонул. Теперь он в виде камня находится в воде около Чухькь-сулло (Екострова). Зовется этот камень Леушк- Кетьке (Леонтьев камень), (Рассказал бабинский лопарь Арта- , мон Сергин 3/VIII—1929 г.). 1 Чельм — глаз, ристым — крестовый, кетьке — камень, В. А. 2 О камне в Екостровской салме имеются упоминания в ли­ тературе (напр, у Ончукова). Здесь один из вариантов, расска­ занный екостровским лопарем. В. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz