Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 23 Живая лопарская древность Народ с а м ь или как обычно у нас его называют — лопари, издревле обитающий на крайнем европейском Севере к западу от горла Белого моря, до сих пор таит в себе остатки древ нейших представлений человека о природе, осколки исчезнувших мифов, обрывки былого эпоса. Несмотря на быстрое проникно вение культуры в дебри Лапландии, на вовлечение этой древ ней народности в современную жизнь, в настоящее время еще ' можно найти много остатков глубокой лопарской старины. Мно гие лопари до сих пор еще находятся в тех взаимоотношениях с природой, в каких находились их отдаленные предки, впервые освоившие дикие места Севера. Еще живы многие примитивные представления о мире, о хозяевах вод и гор, о подземных жи телях, о покровителях промыслов и охоты, о священных камнях и деревьях. Но все это скоро должно исчезнуть. И исчезает, забывается, утрачивается по мере наступления социалистической культуры на дикие дебри и тундры, или в некоторых случаях приспособляется к новым событиям и темам. Так кай все лопарские сказания, мифы и исторические во споминания имеют огромное значение для сравнительного изу чения первобытной человеческой культуры, — приходится торо питься хоть как-нибудь зафиксировать все эти фрагменты ска заний и тем спасти от исчезновения из памяти драгоценные перлы первобытного народного творчества. Одним из реликтов, ценнейшим для изучения первобытных верований, является исчезающий культ с е й д о в, известных в настоящее время исключительно в виде камней, с которыми связаны какие-нибудь культовые или иные особые сказания. Что такое с е й д ы? Каждый исследователь, когда ему при ходится сталкиваться с вопросом о сейдах, пытается дать себе тот или иной ответ на этот вопрос. Иоанн Шеффер, написавший в 1673 году интереснейшую кншу о лопарях, в значительной части вполне современную и для нас, называет сейдов лопар скими богами. Русский исследователь Харузин, ознакомившийся с верованиями лопарей преимущественно по иностранным ис точникам, культ сейдов связывает с культом предков. Сами лопари с трудом объясняют, что такое сейд. — „Сейд, Сей- душко, „он“, тот, который живет в скале, в камне, помогает лопарям в рыбном промысле, на охоте, в оленеводстве”. Под влиянием христианских проповедей некоторые лопари стали на зывать сейда — чортом (церт, цырт), иногда смягчая это слово в „чортущко“. Прав и Шеффер, называющий сейдов богами, имеет свои основания и мнение Харузина, и объяснения самих лопарей тоже дают некоторый ответ. Но более определенный и более широкий ответ на этот вопрос дают те сохранившиеся у лопа рей сказания, которые связаны с сейдами, несмотря на обры вочность этих сказаний. Уцелели указания на былые культы и в легендах о малень ких добрых людах, живущих под землей, название которых нотозерскими лопарями произносится в виде одного слова: ч а х к л и (одинаково для единственного и множественного числа), слова, повидимому, составного *. В названии радуги „тирмес юкс“ (тармас юкс, тярмес юкс) скрывается также воспоминание о былом культе, об исчезнувшем несколько столетий назад из лопарского пантеона боге-громо- вержце Тьермесе, однородном с скандинавским Тором, славян ским Перуном, индийским Индрой. Тирмес юкс —это „лук Тьермеса". Радуга у лопарей связывается с громом, она по их 1 В. Ю. Визе в 1912 г. записал у екостровских лопарей один рассказ о ч а г - л и г . Известия Арханг. общ. изуч. Русск. Севера. 1917 № 2. замечаниям, бывает или перед громом или после него. Гром же называется так, как назывался бог-громовержец: тирмес. Культ сейдов — это остаток глубочайшей древности. Мне думается, что этот культ когда-то имел распространение среди многих племен, занимавшихся охотой (во всех ее видах, вклю чая и рыболовство) и являлся он известной стадией в развитии религиозных представлений, стадией свойственной охотничьему быту. Чрезвычайно интаресн .0 отметить, что нечто подобное лопарским сейдам имеется в далекой Индии. Путешественник по Индии, пробывший там около 10 лет и изучивший быт раз личных тамошних туземных племен А. М. Мерварт, говоря о мифологии и обрядах населения Индии, приводит следующие любопытные сведения. — „Большое значение для жизни лесных племен имеет успех на охоте. Многие племена думают, что духи мертвых могут способствовать такому успеху и стараются поэтому умилостивить этих духов. Эти духи по вере перво бытного человека часто обитают в скалах или особой формы камнях. Так, лесные племена Пальнийских гор ставят в лесу под деревьями своеобразной формы камни... которым они при носят жертву для обеспечения успеха на охоте" *. Чтобы дать представление о лопарских сейдах, я приведу здесь несколько из записанных мною сказаний о них. Приведу также некоторые лопарские сказания и не относящиеся к сей дам, но для изучения лопарской культуры имеющие значение. Все записи сделаны мной на русском языке со слов лопарей, которые хорошо знают русский разговорный язык и которых я знаю. Я не старался записывать слово в слово, так как это и не имело смысла: один и тот же рассказчик через час то же самое может рассказать, заменяя одни слова другими. Я умы шленно не разукрашивал слышанное никакими искусственными литературными цветами, чтобы не заглушить ими аромата первобытной простоты сказ-ний. Простейшее я старался за печатлеть в простейшем виде. Легенды, переданные мне как рассказ о действительных событиях, с указанием определенных мест, времени и лиц, — мной передаются так, как они были рассказаны. Вот некоторые из этих сказаний: 1. „СЕЙД-КАЛЕСЬ“ НА АККИ-ЯВИРЬ На берегу Акки-явирь (Бабьего озера), у истока реки Бабьей, на правом ее берегу возвышается гора „Сейд-Калесь". Называется она так потому, что в ней обитает „сейдушко“ — старик (калесь). На горе еще в очень недавние времена при носились сейду жертвы и происходили моленья. Моленья может быть и теперь бывают. Молились сейду обычно „по православ ному", также как молились дома или в церкви. Моленье совер шалось перед охотой на диких оленей, в молитве обещалась жертва. Молились только мужчины, так как женщины на охоту не ходят. Перезд выпуском ручных оленей на лето, просили сейда, чтобы олени вернулись невредимыми и с приплодом. Перед отправлением к сейду с молитвой, лопари умывались, чтобы предстать пред ним чистыми. После молитвы пред сейдом о даровани хорошей охоты на диких оленей, лопари „сразу встречали их“. После удачной охоты приносили сейду в жертву рога диких оленей вместе с чашей (частью черепа), приносили также цветные кисти от одежды, головных .уборов или сбруи и бисер. 1 А. М. Мерварт. Отдел Индии. Краткий очерк индийской культуры по материалам Отд. Индии Музея Антроп. и Этногр. Академии Наук. Ленинград 1927 г. стр. 53.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz