Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 21 „Ермак", в 1901 г.; экспедицию Г. Я. Седова, зимовав шую там 1913 на 1914 гг. и произведшую ряд цен ных научных работ; в том же 1914 г. по южному побережью Земли прошел штурман Альбанов, по кинувший с частью экипажа шхуну экспедиции Г. Л. Брусилова „Анну", во время ее нахождения к северу от Земли. В 1914 же году состоялась экспедиция кап. Ислямова, снаряженная для р о зысков и оказания помощи экспедициям Седова, Брусилова и Русанова. Ислямов на мысе Флора устроил склад провианта и теплой одежды , а также, что представляется весьма существенным, в связи с начавшейся мировой войной, поднял здесь рус ский флаг и объявил о присоединении Земли Франца-Иосифа к русским владениям. З а последние годы эту Землю посетили экспе диции Научного Морского Ин-та на судне „Пер сей", под руководством проф. И. И. Месяцева, в 1923 г. и Й -та по Изучению Севера, на судне „Эльдинг", в 1927 г, под руководством Р. Л. Са- мойловича. В 1928 г., в связи с поисками Амундсе на и группы Алессандри, Землю посетили ледоко лы „Красин" и „Седов", плавание которых под черкнуло заинтересованность СССР в этом забро шенном до тех пор уголке Союза, а такж е дало много ценного материала с точки зрения изучения условий навигации в этом районе. Поход „Краси на" в свое время был достаточно освещен, почему представляется интересным коснуться здесь только плавания „Седова" в 1928 г. Первоначальной целью посылки „Седова" в ми нувшем году было намерение проследить, куда именно удаляется в летнее время тю лень—объект весеннего промысла в горле Белого меря. Позже наметилась необходимость, в помощь „Красину" и „Малыгину", осветить и район архипелага Земли. Плавание „Серова" под командой опытного ледового капитана В. Н. Воронина (он же командует „Седо вым" и в экспедиции текущего года) оказалось ч р е з вычайно трудным, но плодотворным. Если к сож але нию, группа Алессандри и не была обнаружена, в чем конечно никто не повинен, то все остальные задания были выполнены успешно. Н ельзя не у к а зать, что уже при возвращении „Седова", „М алы гин" совершал свою ответственную задачу, про водку судов Карской экспедиции через Карское море. Результаты ледовых и метеорологических наблюдений , Седова" передавались по радио „Ма лыгину" и очень облегчили его сложную задачу. Это еще раз подчеркнуло необходимость создания на Земле Франца-Иосифа опорной радио-метеоро- логической базы. Нам остается только надеяться, что теперешний поход „Седова", скудные сведе ния о котором мы пока имеем только по радио, впиш'ет новые блестящие страницы в историю со ветских полярных плаваний. В чем же политическое значение Земли Франца- Иосифа? Мы видели по прошлогодному 2-му Кон грессу об-ва Аэроарктика, что в области чисто научного завоевания полярных стран проявляется тесная совместная работа ученых и дружное меж дународное сотрудничество. Но мы видели также, что в общем стремлении выручить бедствующую экспедицию Нобиле уже звучали и некоторые дис сонансы, особенно там, где требовалось сотрудни чество с „опасными" советскими кораблями. Не затрагивая здесь вопроса о значении поляр ной области, как перекрестка различных маршрутов будущих мировых кратчайших воздушных путей, укажем только, что эти трансарктические линии потребуют отлично организованной сети р адио станций, широко развитой Службы Погоды и н а дежного промежуточного базирования. Д л я пос леднего требуется устройство хорошо оборудован ных пунктов, снабженных всеми материалами, нуж ными для ремонта, обеспеченных бесопасной по садкой на случай аварий воздушных судов в пути, а также всем необходимым для возобновления их запасов. Понятно, что подобное базирование выходит из пределов достижимого в настояшее время между народного сотрудничества. Такие базы могут иметь чрезвычайно большое чисто военное значение, по чему они непременно должны находиться под не посредственным контролем госудаства, на терри тории которого они расположены . Если внимательно рассмотреть карту полярной области, то сразу становится ясным, что многие подходящие для устройства баз острова леж ат вбли зи, или даж е прямо на возможных (а отчасти уже проектированных) воздушных п у т я х 1. Та же карта покажет, что Земля Франца-Иосифа является на шим наиболее выдвинутым в Арктику аванпостом и в то же время очень удобной территорией для воздушного базирования, близкой к таковому же в соседнем секторе, на Шпицбергене. При этом напомним, что так называемый норвежский сектор своим продолжением охватывает не только скан динавские страны , но именно в нем леж ат такие акулы империализма, как Франция и Англия. Д о эры воздушных судов, к которой мы уже подходим вплотную, полярные районы, принадле жащие СССР, за исключением, конечно, К арело Мурманского края и Белого моря в летнее время, были совершенно неуязвимы для какого бы то ни было внешнего противника. Льды и тяжелые на вигационные условия служили лучшей защитой этого глубокого тыла. Теперь, с победой над воздухом и постепенным завоеванием Арктики, обстановка меняется. Н еда леко то время, когда многие, находящиеся за по лярным кругом районы будут более доступны с севера и воздуха, чем, при их бездорожьи, с юга, из гуще-населенных частей Союза. Вся северная полярная область уже разбита на секторы (см. карту), из которых только сектор Аляски не закреплен еще формально за Соед. Ш та тами Сев. Америки. Фактически разрешенный в о прос о „разделе" Арктики указывает и на путь, которым естественно должен разрешиться другой существенный вопрос, а именно о распределении между отдельными государствами функции обслу живания радио и метеорологическими и др. стан циями всей полярной области. Такое обслуживание 1 Напомним, что для воздушных судов, более чем для всякого другого способа передвижения, доступны кратчайшие пути. На земном шаре последние определяются более коротким отрезком дуги большого круга, соединяющего две точки на поверхности Земли. Большие круги, за исключением соединяющих точки, лежащие на одном и том же меридиане, не совпадают с гра дусной сеткой. Большинство крупных центров северных стран соединяются большими кругами, захватывающими более или менее глубоко Арктику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz