Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Nb 8—9 за 5 оленеводных лет—с начала 1924 до начала 1929 года выросло с 800— 1000 голов до 3 000, при ежегодном выходе продукции, в виде мяса и шкур. За последние два года годовой прирост стада был равен 28% , при чем за последний год равнялся 30% при валовой продукции свыше чем на 6 000 рублей, из которой продано шкур на 3— 3 Уг тысячи рублей. Это исключительные, так сказать „Аляскинские" результаты . Об этом мы уже говорили на страницах „Карело- Мурманского К рая“ (№ 4—5 1929 г.), III. Чему же обязано оленеводство поноян таким исключительно хорошим результатом? Необходимо сказать, что 1928 год в олене водстве Понойского района вообще был благо приятным годом: благоприятные метеорологиче ские условия, сравнительно малое распростране ние болезней, хорош ее состояние кормов способ ствовали хорошему состоянию олевеводства. Это— для оленеводства всего района. Главная же причина исключительно хорошего роста оленеводства у ж и телей села Поноя заключается в и с к у с с т в е и д о б р о с о в е с т н о с т и п а с т у х а и х о л е н е й — самоеда Ильи Васильевича Ледкова, этого вели кого мастера оленного пастушьего искусства. Илья Васильевич Л едков за 5 лет увеличил оленье стадо поноян не менее чем на 200 про центов! В конце декабря 1928 года, мне, бывшему в По- нойском районе в качестве члена особой комиссии Мурманского Окрисполкома для обследования экономического состояния этого района, пришлось беседовать с Ильей Васильевичем и быть свиде телем чрезвычайно интересного события— заключе ния нового договора общим собранием поноян с Ледковым о пастьбе их оленей в 1929 году. О полезной работе ученых и дипломированных специалистов часто можно прочитать в газетах и журналах. Я думаю, не бесполезно уделить не сколько слов и „маленькому“ человеку, тундря ному жителю, оленному пастуху и его работе. И. В. Л едков с детских лет находится при оленях, сначала был батраком , потом пастухом у богатых „хозяев" на своей родине в Печорском крае. В Восточную Лапландию (в Понойский район) он пришел 5 лет назад. Олени, с которыми он выехал со своей родины, по дороге все „пропали". Сейчас он имеет около 150 оленей, заработанных у поноян. Ему сейчас „на седьмой десяток один год пошел". Он вдовец, имеет сына - помощника и дочь. Все живут в тундре в чуме. Он—типич ный обитатель тундры . Хороший стрелок—он, по путно с оленеводством , зимой охотится на пуш ного зверя, а летом , когда стадо пасется у моря, бьет морского зверя („нерпей“). Стадо поноян пасется на обширной плошади Поноянского района, преимущественно на лево- бережной стороне реки Поноя и, в зависимости от времени года, переходит с одного места на другое. В стаде пасутся олени 60 хозяев. И пастух, неграмотный на всех языках, знает, от какого хо зяина, сколько и каких оленей у него имеется, ведет счет им, записывает приход и расход. Бухгал терия его чрезвычайно интересна и проста и „книга личных счетов* у него всегда находится при нем и висит за поясом, „Книга" эта—собрание неболь ших четырегранных деревянных палочек с вырезан ными на них знаками. Палочки эти ремешками привязаны к поясу. Записи на них весьма просты и по происхождению своему весьма древни . Записи эти на палочках пастух вырезает ножом. Поставит „рубеж ", т. е. вырежет одну прямую линию,—зн а чит о д и н ; поставит два, три, четыре рубежа— значит: д в а , т р и , ч е т ы р е ; один наклонный ру беж значит п я т ь ; пересечет два наклонных р у беж а—получится д е с я т ь : точь-в-точь как римское десять. Д ва таких косых креста — д в а д ц а т ь , а десять — с т о (особого знака для сотни нет). Больших чисел записывать не приходится. Когда число изменяется—старая надпись срезается ножом и нарезается новая. Запись ведется быкам, важен кам и лопанкам („сейгоднему" приплоду). Весной, когда важенки телятся, пастух иногда исполняет роль акушера у труднородящих маток: помогает теленку благополучно выйти на свет. Штук 10— 15 приходится каждый год „принять". После отела, летом, до самой осени, когда забот по уходу за стадом прибавляется, пастух берет себе двух помощников и работа ведется уже вче твером ; сам с сыном да два помощника наблюдают за стадом. Пастуху приходится и „клейнать" (клеймить) всех оленей, и холостить „хирвасов“, и регули ровать взаимоотношения полов во время случки. Холостить самцов просто: надкусывает повален ному на землю самцу мошонку и растирает сод ер жимое ее руками. „Клейнает" тож е просто: выре зает на ушах теленка разные вырезы—„ушепятна". Название ушепятен приведено нами в № 4—5 „Кар.-Мурм. Края". Здесь же кратко опишем виды их. Рубежи—это простые небольшие вырезы; выверты—тож е вырезы, но побольше рубежей; „четверть п р очь “ — отре зается четверть уха сверху; вилка—вырез треуголь ником в верхней части уха так, что образуются два зубца; сорочья лапа —вырез двух треугольни ков, получается три зубца; н ап алок—срез наи скось с двух сторон уха — напоминает напалок у рукавицы: покой — вырез внутрь или наружу в виде буквы „п “; порина—разрез уха сверху, без выреза; пластина—такой же разрез, но длиннее. Все эти знаки нужно знать пастуху, нужно пом нить, чьи олени какой знак имеют — без этого нельзя вести учета их. Во время пастьбы пастух объезж ает стадо, д о сматривает за ним, перегоняет оленей на лучшие кормища. Ездить приходится и зимой и летом на санях. Запрягаю тся и свои олени и „хозяйские1, последние—по очереди, согласно особому условию, заключенному в договоре. Объезж ает оленное стадо пастух вместе с собакой. Д о получения особого приказа от пастуха собака или сидит с ним на санях, или бежит рядом. Когда раскинувшееся на большой площади стадо нужно собрать в одно место, пастух обращается за помощью к собаке, он командует ей: „усь!“ и показывает рукой вдоль на оторвавшийся от ядра стада лоскут оленей. Собака стремглав бежит туда, забегает за оленей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz