Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 Там слабый сельский крестком , здесь республи канский трест. Однако сравнение их предприятий приводит к довольно неожиданным выводам. Облегченно вздыхая, выхожу на свежий воздух. — Вот там, в лесу ,—показал завкомовец—поро ховой погреб. Охраны никакой. Не говорю уже про злой умысел—нечаянно в два счета взорвать могут, а на случай чего—на всех разработках ни одного огнетушителя не установлено... — Шагаем дальш е. На земле валяются какие- то шестерни и колеса. — А это что? — Это нам с Гольцовских разработок гостинец в е з л и—машины, каменоломки. Половину частей привезли, а половину там оставили, так и вал я ются... Механизация!—горько усмехнулся парень... Идем по длинной, далеко вдающейся в озеро, дамбе из окола. По узкому трапу входим на баржу. Одну за другой вкатывают на борт тачки с камнем; по длинным желобам спускают его в трюм. На палубе попыхивает 'трубочкой прием щик Ленинградского Откомхоза. — Эй, завком!— подзывает он моего спутника, сегодня опять штабелек с начинкой попался: в два ряда брусчатка уложена, а внутри окол. Такие штабеля у рабочих принимать будете—протор гуетесь! „Завком" уныло махнул рукой и поплелся за мной по сходням. — Д а , что ж е у вас администрация делает?— не выдержал я. — Кто у вас тут есть-то? — Заведующий, счетовод и приемщик. — Заведующий инженер? — Нет, что-ж там, — угадывая очевидно мою мысль, отвечает спутник. — Кажись-б, свой б р а т— выдвиженец, плотником он, кажется, на разработ ках где-то работал . И здесь все какие-то тачки с тормозами изобрьтает. Возится с ними, скола чивает, а насчет производства—слабо. Да, вон он стоит, пойдем — потолкуйте сами, только плохо очень он по-русски говорит. Подхожу, здороваемся, заходим в контору. Задаю вопросы об инструментах, околе, погребе, о всей виденной мною неприглядной картине. В ответ абсолютно недоступная пониманию ломаная речь с преобладанием слов „да-да“ и „трест;* чувствую, что и я не слишком понят. Делаю новые попытки— безрезультатно. Выходим ни с чем. — Видали?—подмигивает мне завкомовец. Он- то вас понял, а вот попробуйте вы его понять. Так и с рабочими—подойдет к нему с чем парень и начинается такая матата; бормочет нам зав., бормочет, а потом вдруг, „пошел в контору — расчет получать !"—так ни с чем и отходят ребята. Странный он какой-то, законов наших не знает: отдавил тут один рабочий себе палец, так „хо зяин" наш велел его расчитать. Еле отговорили... Уходим с р азработок мало утешенные показан ными под конец достижениями: строящейся пра- чешной баней (новый быт), тремя лодками для катанья рабочих (физкультура) и чахлым номером первым, за семь месяцев, стенгазеты „Красный порфир" (самокритика, не взирая на лица). ... В лучах заходящ его солнца ярко багровеет порфир. Что это? Краска злобы уязвленного са молюбца, слетевшего с саркоф ага „его величества" под ноги ломовых лошадей, или румянец возму щения честного советского камня при виде тво рящ егося на нем безобразия? А безобразие несомненно и ему должен быть положен конец. Б. Яновский. с. Шокша, июль 1929 г.. Оленный пастух (Значение его в оленеводном хозяйстве) В настоящее время на Кольском полуострове существует несколько способов пастьбы „домаш них" оленей. Старый лопарский способ пастьбы состоит преимущественно б вольной пастьбе: олени пасутся в определенных местах, часто на обшир ной территории, „вольны, нехранимы". Участие человека при таком способе пастьбы заключается в регулировании сезонных передвижений стада,— в периодических обслуживаниях его и периоди ческих наблюдениях над ним. Этот способ пастьбы был перенят от лопарей русским населением Т е р ского берега, с внесением в него некоторых кор рективов, например—в виде устройства огородки обширных территорий для пастьбы общего олень его стада какого-нибудь селения. „Новый" способ— это способ пастьбы оленей при помощи специаль ных пастухов Этот способ получил распростране ние на Кольском полуострове с приходом ижем- цев, т. е. за последние 40 лет. Способ этот не когда был заимствован ижемцами у самоедов, вероятно, вместе с оленеводством вообще. При таком способе наблюдение за стадом ведется не прерывно. Как велика роль пастуха в оленном хозяйстве, видно будет из следующих конкретных примеров. II. В Понойском районе Мурманского округа, на ходящемся на крайнем востоке Кольского полу острова и занимающем площадь в 19 000 кв ад р ат ных километров, с населением 815 человек (по переписи), оленеводство является одним из глав нейших занятий населения, для населения же тундры—безусловно главное. К началу 1927 года, по Полярной переписи, оленей в районе было 7200 голов, из них русским принадлежало 1 650, лопарям 4 200, зырянам (ижемцам) 1 200 и самоедам 170. Ровно через 2 года, к 1929 году, число оле ней увеличилось до 9 600 голов, т. е. выросло на 33% . Особенного внимания заслуживает рост стада у населения села Поной (за небольшим исключе нием—русского, потомков лопарей). Стадо поноян МУРМАНСКАЯ о м . бИ б ян етЕГ *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz