Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.
g КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Ms 8—9" Масштаб только одного этого месторождения позволит уже в будущем летнем сезоне (1930 г.) добыть до 100 000 тонн руды (75 — 80% апатита:), в следующие годы — 200000 тонн с доведением к концу пятилетки до 500 000 тонн и далее, до 1 000 000 тонн. По мнению комиссии при некотором форсирова нии эти цифры могут быть увеличены. Поэтому необходим продуманный комплекс мероприятий, который позволил бы экономически разумно осу ществить задачу. Прежде всего продуманная и механизированная до мелочей добыча, которая позволила бы без потерь зимних месяцев и около 45 дней полярной ночи осуществить рудничные и погрузочные р а боты. Во-вторых, — жилищное и хозяйственное строительство для персонала, обслуживающего предприятие, количество которого вместе с семьями может достигнуть цифры в 5 000 человек. В третьих, использование энергетических рессурсов области и в первую очередь гидроэнергии, запасы которой достигают, повидимому, до 15 тысяч лошадиных сил. Наконец, четвертым моментом — и притом основны—является налажение связи с Мурманской магистралью . Кроме прекрасно проведенной авто мобильной дороги, поддержка которой является важнейшей задачей, представляется необходимым немедленная постройка железнодорожной ветки, длиной около 26—27 километров, на первое время расчитанной на 500 тысяч тонн грузов и своими тупиками непосредственно подвозящ ая вагоны под бункера или штабеля месторождения. Каждый день промедления в постройке дороги не только зад ер живает выбрасывание на внешний и внутренний рынок сотен тысяч тонн продукта, но и увеличи вает во много раз эксплоатационные расходы. Итак в итоге: мировое месторождение, наиболь шее по запасам высокосортных фосфоритных руд в Союзе, ценное по своим спутникам — нефелину и рудам титана. С одной стороны — крупная э к спортная статья, с другой стороны — ценнейшее сырье для внутреннего рынка, сырье, которое не ограничится заводами Северной области, но несом ненно внедрится в промышленность центральных областей. По мнению комиссии академика Ф е р с м а н а значительное количество .высокосортного апатита в открытом месторождении позволит: 1) Совершенно заменить импортируемый м арок канский фосфорит, количество которого к концу пятилетки должно было превысить 200 тыс. тонн (по 20—24 руб. т. зол от.). - 2) Заменить костяную муку, дав возможность выхода ей на иностранные рынки (свыше 70 ты сяч тонн). 3) Усилить получение суперфосфата в Союзе и частично заменить хибинским апатитом более бед ные фосфориты некоторых районов. 4) Бросить на экспорт значительное количество апатитовой породы в кусках. 5) Д ать химической промышленности Союза прекрасное, сырье для получения фосфора. 6) И спользовать спутники апатита—нефелин для стекольной, керамической и химической промыш ленностей, а титановые руды для титановых белил. Однако, успех указанных операций, и, прежде вссго, их масштаба, зависит от условий транспорта. К 10 октября с. г. будет закончена автомобиль ная дорога от ст. Белой до самого рудника ■(27 клм .)—эта дорога позволит вывезти первые пробные 1000 тонн для экспорта, но не более; только ширококолейный железнодорожный путь может разрешить стоящие на очереди задачи ме ханизации рудников, создания рабочих поселков и гидроэлектрических установок и вывоза сотен тысяч тонн руды. Обращ ая, таким образом, внимание на апатито вую проблему в целом, комиссия академика Ф е р с м а н а возбудила перед президиумом Л енинград ского Областного Совнархоза ходатайство, не ожидая окончания ведущихся разведочных работ и до представления окончательного проекта изыскательных партий по постройке ж елезнодорож ной ветки: 1) Разреш ить Мурманской дороге подготовку постройки ветки соответственными заготовками и земельными работами в головном участке у М ур манской магистрали. 2) Форсировать и финансировать исследователь ские работы и проработать организационную схему нового предприятия. Президиум Ленинградского Областного Совнар хоза в заседании 6 сентября, обсудив доклад ака демика А. Е. Ф е р с м а н а , постановил, принять все выводы обследования нефелино-апатитовой комиссии и срочно представить их правительству. Совет Труда и Обороны, заслуш ав хибинскую апатитовую проблему в своем заседании 11 сен тября настоящего года постановил: 1) Предложить ВСНХ Союза ССР форсировать исследовательские работы и проработку плана организации предприятия по эксплоатации хибин ских апатитов с тем, чтобы приступить к добыче руды уже в 1929-30 году. 2) Поручить НКПС 'у в срочном порядке разре шить, по соглашению с ВСНХ Союза ССР и НКФ Союза ССР, вопрос о постройке железнодорожной ветки от Мурманской магистрали до м есторожде ния апатитов в Хибинских тундрах с тем, чтобы приступить к подготовительной работе по по стройке названного подъездного пути еще в теку щем строительном сезоне. Этим важнейшим актом Правительства закла дывается прочный фундамент большого дела и увенчивается экспедиционные и исследовательские работы Хибинских гор в течение целого десятиле тия. Вместе с тем, кладется основание нового про мышленно-колонизационного центра в пустынных пока тундрах заполярного Севера, развитие произ водственной работы которого в крупных размерах усилит грузооборот Мурманской железной дороги н Мурманского порта. Г. Чиркин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz