Карело-Мурманский край. 1929, N8-9.

g КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Ms 8—9" Масштаб только одного этого месторождения позволит уже в будущем летнем сезоне (1930 г.) добыть до 100 000 тонн руды (75 — 80% апатита:), в следующие годы — 200000 тонн с доведением к концу пятилетки до 500 000 тонн и далее, до 1 000 000 тонн. По мнению комиссии при некотором форсирова­ нии эти цифры могут быть увеличены. Поэтому необходим продуманный комплекс мероприятий, который позволил бы экономически разумно осу ­ ществить задачу. Прежде всего продуманная и механизированная до мелочей добыча, которая позволила бы без потерь зимних месяцев и около 45 дней полярной ночи осуществить рудничные и погрузочные р а ­ боты. Во-вторых, — жилищное и хозяйственное строительство для персонала, обслуживающего предприятие, количество которого вместе с семьями может достигнуть цифры в 5 000 человек. В третьих, использование энергетических рессурсов области и в первую очередь гидроэнергии, запасы которой достигают, повидимому, до 15 тысяч лошадиных сил. Наконец, четвертым моментом — и притом основны—является налажение связи с Мурманской магистралью . Кроме прекрасно проведенной авто ­ мобильной дороги, поддержка которой является важнейшей задачей, представляется необходимым немедленная постройка железнодорожной ветки, длиной около 26—27 километров, на первое время расчитанной на 500 тысяч тонн грузов и своими тупиками непосредственно подвозящ ая вагоны под бункера или штабеля месторождения. Каждый день промедления в постройке дороги не только зад ер ­ живает выбрасывание на внешний и внутренний рынок сотен тысяч тонн продукта, но и увеличи­ вает во много раз эксплоатационные расходы. Итак в итоге: мировое месторождение, наиболь­ шее по запасам высокосортных фосфоритных руд в Союзе, ценное по своим спутникам — нефелину и рудам титана. С одной стороны — крупная э к ­ спортная статья, с другой стороны — ценнейшее сырье для внутреннего рынка, сырье, которое не ограничится заводами Северной области, но несом­ ненно внедрится в промышленность центральных областей. По мнению комиссии академика Ф е р с м а н а значительное количество .высокосортного апатита в открытом месторождении позволит: 1) Совершенно заменить импортируемый м арок­ канский фосфорит, количество которого к концу пятилетки должно было превысить 200 тыс. тонн (по 20—24 руб. т. зол от.). - 2) Заменить костяную муку, дав возможность выхода ей на иностранные рынки (свыше 70 ты ­ сяч тонн). 3) Усилить получение суперфосфата в Союзе и частично заменить хибинским апатитом более бед ­ ные фосфориты некоторых районов. 4) Бросить на экспорт значительное количество апатитовой породы в кусках. 5) Д ать химической промышленности Союза прекрасное, сырье для получения фосфора. 6) И спользовать спутники апатита—нефелин для стекольной, керамической и химической промыш ­ ленностей, а титановые руды для титановых белил. Однако, успех указанных операций, и, прежде вссго, их масштаба, зависит от условий транспорта. К 10 октября с. г. будет закончена автомобиль­ ная дорога от ст. Белой до самого рудника ■(27 клм .)—эта дорога позволит вывезти первые пробные 1000 тонн для экспорта, но не более; только ширококолейный железнодорожный путь может разрешить стоящие на очереди задачи ме­ ханизации рудников, создания рабочих поселков и гидроэлектрических установок и вывоза сотен тысяч тонн руды. Обращ ая, таким образом, внимание на апатито­ вую проблему в целом, комиссия академика Ф е р ­ с м а н а возбудила перед президиумом Л енинград ­ ского Областного Совнархоза ходатайство, не ожидая окончания ведущихся разведочных работ и до представления окончательного проекта изыскательных партий по постройке ж елезнодорож ­ ной ветки: 1) Разреш ить Мурманской дороге подготовку постройки ветки соответственными заготовками и земельными работами в головном участке у М ур­ манской магистрали. 2) Форсировать и финансировать исследователь­ ские работы и проработать организационную схему нового предприятия. Президиум Ленинградского Областного Совнар­ хоза в заседании 6 сентября, обсудив доклад ака­ демика А. Е. Ф е р с м а н а , постановил, принять все выводы обследования нефелино-апатитовой комиссии и срочно представить их правительству. Совет Труда и Обороны, заслуш ав хибинскую апатитовую проблему в своем заседании 11 сен­ тября настоящего года постановил: 1) Предложить ВСНХ Союза ССР форсировать исследовательские работы и проработку плана организации предприятия по эксплоатации хибин­ ских апатитов с тем, чтобы приступить к добыче руды уже в 1929-30 году. 2) Поручить НКПС 'у в срочном порядке разре шить, по соглашению с ВСНХ Союза ССР и НКФ Союза ССР, вопрос о постройке железнодорожной ветки от Мурманской магистрали до м есторожде­ ния апатитов в Хибинских тундрах с тем, чтобы приступить к подготовительной работе по по­ стройке названного подъездного пути еще в теку ­ щем строительном сезоне. Этим важнейшим актом Правительства закла­ дывается прочный фундамент большого дела и увенчивается экспедиционные и исследовательские работы Хибинских гор в течение целого десятиле­ тия. Вместе с тем, кладется основание нового про ­ мышленно-колонизационного центра в пустынных пока тундрах заполярного Севера, развитие произ­ водственной работы которого в крупных размерах усилит грузооборот Мурманской железной дороги н Мурманского порта. Г. Чиркин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz