Карело-Мурманский край. 1929, N7.

№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 вод Онеги, и проходя через напорный бассейн гидро­ станции по железо-бетонным трубопроводам в 3 метра в поперечнике, падает вниз, в турбины станции почти отвесно. Четыре трубопровода еще открыты. Они ждут вод Суны. Сейчас вода бежит лишь по двум. Это дает 4 ООО лошадиных сил, перерабатываемых гидростанцией и по воздушной сети передаточных проводов движущих механизмы Кондопожской бумажной фабрики. Кондопожская фабрика работает. Позади остались тяжкие годы строительства, ломки проектов гидро­ станции из-за перебросок заказов на оборудование из Норвегии в Германию, затруднений с доставкой ма­ териалов и машин в глухие топи Кондопоги, стремитель­ ных темпов работы, когда за два строительных сезона, длящихся в Карелии не больше 5 месяцев, рабочие Кон- достроя дали Союзу новую фабрику. Теперь можно только с благодарностью вспомнить самоотверженную работу и творческий энтузиазм рабочих и технического персонала Кондостроя, за пять последних месяцев осуществивших монтаж сложнейшей бумажной машины — сердца фаб­ рики. Теперь, когда фабрика пущена, кондопожские строители, пролетарии 15 национальностей — карелы, финны, русские, шведы, поляки, вепсы, немцы, латыши, татары, чехословаки и т. д., объединявшиеся единым по­ рывом социалистического строительства, могут гордиться своим интернациональным делом. Вступившая в работу вся „первая очередь" Кондопоги стоила 11 мил. руб. Всего около 2 '/2 мил. руб. упла­ чено загранице за турбины, генераторы, сложнейшие машины. Вся основная масса оборудования и механических устройств выполнена на заводах СССР, является одним из первых плодов индустриализации советской страны. На первый взгляд и 2д/2 миллиона, отданных загранице, как будто, не мало. Но если бы не было Кондопоги, нам пришлось бы ввозить бумагу из-за границы и, считая, что фабрика будет давать ежегодно 25 тысяч тонн бу­ маги, платить 300 тысяч английских фунтов стерлингов или около 3 мил. руб. полноценной золотой валюты каждый год. Таким образом, за первые 10 месяцев своей полной работы Кондопога целиком возместит затраты, произве­ денные на нее заграницей. Но Кондопога сохранит нам еще десятки миллионов рублей, которые были бы потеряны на экспорте лесо-сырья, теперь перерабатываемого фаб­ рикой в бумагу. С пуском Кондопоги эти миллионы пойдут на дальнейшую индустриализацию республики. Кондопога их даст. Кондопога их уже дает. 26 июня 1929 г. в 22 часа, после двухдневных испы­ таний, машина выбросила первые полосы бумаги. Полосы пятнистые, толстые, полуотброс. Но уже утром 27 июня пошли ленты газетной бумаги—основной продукции Кон­ допоги. Непрерывный производственный поток леса, дре­ весной массы, целлулозы и бумаги начал свое движение. С пристаней на Онеге потянулось к фабрике лесо-сырье, с железнодорожной станции, с Сяськой фабрики пошла целлулоза. Еловый баланс вступает в 3 мощных специ­ альных древотерки—дефибрера. Дефибреры работают на 2 700 клв. электро - энергии, перерабатывают в год 20 тыс. тонн воздушно-сухой „двенадцатипроцентной “ древесной массы, ежегодно берут на бумагу 70 тыс. кубо­ метров окоренной еловой древесины. Дефибреры—первый отдел фабрики. Из дефибреров жидкая древесная масса течет в сортировки, мешалки, к ней добавляется целлулоза. 70 процентов баланса, 30 процентов целлулозы—таков состав кондопожской бумаги Эти 30 процентов — доста­ вляются на Кондопогу с Сяси. Целлулозной фабрики на Кон­ допоге еще нет. И сясьская целлулоза до сих пор остается основным „камнем преткновения" в работе Кандопоги. Сясьцы работают плохо, продукция их скверна. Это видно в паковочном отделении Кондопожской фабрики: масса бумажных рулонов покрыта особыми желтыми пятнами, следами низкого качества целлулозы. Такую бумагу нельзя пускать под газеты. Она идет на обертку. Этот полубрак составляет сейчас на Кондопоге 25 проц. всей ее про­ дукции. Цифра достаточно внушительная и требует ско­ рейшей постройки на Кондопоге собственного целлулоз- ного завода. Строительство начинается в будущем году. Оно расчитывалось вначале на производство 9 000 тонн целлулозы в год. Теперь, повидимому, эта цифра будет увеличена и оборудование завода будет строиться с рас­ четом на производство 10—20 тыс. тонн целлулозы. Пуск целлулозного завода предполагался к началу 1931 г. Но руководящий инженерный персонал Кондопоги обе­ щает пустить завод уже в ноябре 1930 г. и, таким образом, важнейший прорыв вработеКондопогибудет скоро ликвиди­ рован. Фабрика будет обеспечена собственной целлулозой. Сердце фабрики — бумажная машина. Самое слово— машина—не дает представления о той сложной и мощной системе сеток, прессовицилиндров, которая одна пропускает бумажной фабрики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz