Карело-Мурманский край. 1929, N7.

36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 Военно-служилая помещичья группа стремилась к войне с ЛивоНией, надеясь захватить благо­ устроенные культурные земли. Купечество с помощью войны мечтало пробить торговый путь к Балтийскому морю. Боярство было против войны, боясь многих жертв и невы­ годности для землевладения. Это разногласие и сменило временное объединение по существу враж ­ дебных друг другу общественных групп. Страшась за свою личную безопасность, воз­ лагая неудачи Ливонской войны на Сильвестра и Адашева, воспользовавшись изменой Курб­ ского и рядом других фактов, Грозный выступил выразителем назревшего, неизбежного историче­ ского переворота. Все это выдвинуло опричнину, как государственно-организованную (в форме дик­ татуры) расправу служилого, среднего землевладе­ ния со старой боярской знатью. Опричники—это и были служилые люди, земле­ владельцы средней руки, составлявшие опору царской власти. С точки зрения исторической опричнина — совершенно прогрессивное явление. Это был путь мучительный кровавый, но все-таки крупный шаг вперед в социальном и экономиче­ ском отношении страны. Костомаров не понял этой правды, а потому „Кудеяр“ у него вышел организатором народной борьбы против кровавого тирана. Мы советуем прочесть „Кудеяра“ и за ошибками найти интерес­ ные фактические картины прошлого, которые и дадут понять, почему в разных местах СССР поют песню о „Кудеяре“ и чтят его память. Кудеяр—не личность, а целая эпоха классовой борьбы. В Соловках под каменным надгробием не лежат кости „Кудеяра", а покоится прах другого и есть предположения, что таинственная могила с полусбитой в две неполных строки надписью скрывает кости одного из мятежников „Соловец­ кого сидения1, убитого воеводой Мещериновым в 1676 г. Отсюда быть может и пошла молва о „Кудеяре" на Соловках. Эпоху разбойников, ушкуйников, сынов Васьки Буслаева следует также рассматривать, как проявление классовой борьбы и тогда станет яснее, что именно породило „Кудеяра“. На Соловках нет и не было „Кудеяра", но память о нем была и будет и, конечно, ссылка на монахов, что они не знают „Кудеяра“ и т. д., не выдержи­ вает критики. В свете материалистического пони­ мания истории песня о Кудеяре — Было двенадцать разбойников Был Кудеяр-Атаман... как в зеркале отображает своеобразные условия классовой борьбы того времени. А. Иванов. I УУ а / V ' . ? / / ' Ц О Л Ю Б У Ю К Н И Новую или старую ВЫШЛЕТ ВАМ БЫСТРО И АККУРАТНО положенным платежом почт, бюро „СОВЕТСКИЙ БУКИНИСТ" Гос. Техн. Печати. Ленинград, пр. Володарского, 55. Ответственный редактор С. М. Рафалович. Издатели: Совнарком АКССР и Правление Мурманской жел. дор . Ленинградский Областлит № 38730. Тираж 2.200 экз. Зак. № 9793. 2-я типография Транспечати НКПС имени тов. Лоханкова. Ленинград. Улица Правды, 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz