Карело-Мурманский край. 1929, N7.
№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 35 должны, начиная с осени, лечь в основу работы академика А. Е. Ферсмана по составлению по дробного описания природных богатств Кольского полуострова. Все эти экспедиции должны провести большую часть своей работы в летние и осенние месяцы. Возврщения их в Ленинград следует ожидать в конце сентября, но отдельные партии могут за держаться на более длительный срок. Условия работы согласованы с местными властями Карелии и Мурмана и экспедициям обеспечено полное содействие в отношении бесперебойного снабже ния пищевыми продуктами и перевозочными сред ствами, что приобретает особо важное значение при обследовании наиболее глухих уголков Коль ского полуострова, где придется провести целый ряд измерений и съемок вдали от каких бы то ни было населенных пунктов. С. Сигрист. Соловецкий „Кудеяр “ В 1928 году акционерное издательское общество „Земля и фабрика1 (ЗИФ) выпустило интересный роман „Кудеяр“. Автор романа известный историк Н. И. Костомаров, хотя не понял и неверно объя снил ход событий в царствование Грозного, но дал великолепный, художественный, богатый фак тами материал, породивший эпоху Кудеяра. Мне пришлось прочитать сотни лекций на различные темы среди так называемой „шпаны“ (преступный мир сорокодевятников). На лекции „шпаненок1 за дает вопрос:—„Т. лектор, расскажи нам про нашего батьку Кудеяра".— „Кто же этот Кудеяр?“ — спро сишь „шпаненка".—„О, Кудеяр— это великий раз бойник, он и могила его находится около Преоб раженского собора на Соловецком Кремле1,—так самоуверенно отвечает „шпаненок" и романтически продолжает:— „Кудеяр награбил у богатых людей много денег, а потом сдуру пошел в монастырь Соловецкий, отдал деньги игумену, на которые монахи и построили „монастырь",— и т. д., все в том же духе. „Кудеяр1 это легенда, в действительности Кудеяр никогда не существовал. Но эта легенда в романе Костомарова открывает яркие картины событий XVI века, она дает познание отдельных бытовых фактов и в этом отношении роман бесспорен. „Где только есть овраг с следами землянок какого-то неизвестного обитателя — там, говорят, жил Ку- деяр-разбойник... Где дикая заросль, где жилище волков, где человеку становится поневоле жутко, где человека как будто бы кто-то сзади хватает— там Кудеяр. Детей пугают именем Кудеяра: бе гают дети в лес, а отцы говорят им: не бегайте туда ребятки, там Кудеяр - разбойник ходит, там страшно!". С этими словами Костомарова нельзя не согласиться. Легенда о „Кудеяре" облетела всю Россию, она сделалась достоянием простого народа, задавленного эксплоатацией царей и попов. Соло вецкий монастырь 16-го и 17-го веков был бога тейший вотчинник, крепостник, купец и торговец, эксплоатировал 5180 человек карельских и помор ских крестьян. 12 лет „Дети Шуи Карельской",—говорит одна из грамот,— строили Соловецкий Кремль, сотни и тысячи людей погибли во время этой адской стройки. История монастыря полна мрака, невежества и религиозного дурмана. Соловецкий мятеж 1666— 1 Ср. ст. Н. Виноградова «Кудеяр в Соловках", № 2 Карело-Мурм. Кр. за 1928 г. 1676 гг. имеет ряд романтических картин. Археоло гическая комиссия на Соловках открыла в лесах ряд землянок и пустынок, тоже покрытых мраком таинственности. Сюда на „богомолье1* ездил Степан Разин, хотя богомолье-то являлось ширмой, а на самом деле атаман хотел узнать, как живется хо лопам на Поморе от притеснений воевод и попов. Монастырский историк Досифей утверждает, что во время мятежа на Соловках были перебежчики от Донского Атамана С. Разина; это и многое другое перенесло легенду о Кудеяре на Соловки, а по тому-то „шпаненок1 и поет: Господу богу помолимся Древнюю быль возвестим, Как в Соловках нам рассказывал Старец Святой Питирим. Было двенадцать разбойников Был Кудеяр-Атаман... В книге Костомарова имена разбойников: Жихарь> Урман, Окул и другие роднят слова^Соловецкой песни: Было двенадцать разбойников Был Кудеяр-Атаман... Тульский историк И. Афремов в полном согласии с Костомаровым, описывая вторжение в Россию Девлет-Гирея в 1571 г., утверждает: „Хана вел к Москве изменник, Белеевский дворянин, сын бояр ский, пресловутый Кудеяр-Разбойник". Можно привести еще массу свидетельств о Ку деяре, легендарном, герое народных песен и сказок, но все описания „Кудеяра1 буржуазных историков не дают марксистского анализа, все они подходят с точки зрения личности и совсем не хотят понять классовую борьбу, борьбу различных обществен ных групп, борьбу, которая составляет основное содержанке жизни человеческого общества, а сле довательно и истории этого общества. Смысл со бытий, являющихся темой „Кудеяра" был следую щий: первые годы царствования Грозного до оприч нины были порой, когда три общественные г р у п п ы - боярство, среднее землевладение и городская бур жуазия (посадские люди)—временно объединились на одной общей платформе: на захвате Казани и Астрахани, на реформе системы внутреннего упра вления (отмена кормлений) и на судебной реформе (составление нового судебника). Роман „Кудеяра" начинается в момент происшедших разногласий между этими группами из-за внешней политики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz