Карело-Мурманский край. 1929, N7.

№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 35 должны, начиная с осени, лечь в основу работы академика А. Е. Ферсмана по составлению по­ дробного описания природных богатств Кольского полуострова. Все эти экспедиции должны провести большую часть своей работы в летние и осенние месяцы. Возврщения их в Ленинград следует ожидать в конце сентября, но отдельные партии могут за ­ держаться на более длительный срок. Условия работы согласованы с местными властями Карелии и Мурмана и экспедициям обеспечено полное содействие в отношении бесперебойного снабже­ ния пищевыми продуктами и перевозочными сред­ ствами, что приобретает особо важное значение при обследовании наиболее глухих уголков Коль­ ского полуострова, где придется провести целый ряд измерений и съемок вдали от каких бы то ни было населенных пунктов. С. Сигрист. Соловецкий „Кудеяр “ В 1928 году акционерное издательское общество „Земля и фабрика1 (ЗИФ) выпустило интересный роман „Кудеяр“. Автор романа известный историк Н. И. Костомаров, хотя не понял и неверно объя­ снил ход событий в царствование Грозного, но дал великолепный, художественный, богатый фак­ тами материал, породивший эпоху Кудеяра. Мне пришлось прочитать сотни лекций на различные темы среди так называемой „шпаны“ (преступный мир сорокодевятников). На лекции „шпаненок1 за­ дает вопрос:—„Т. лектор, расскажи нам про нашего батьку Кудеяра".— „Кто же этот Кудеяр?“ — спро­ сишь „шпаненка".—„О, Кудеяр— это великий раз­ бойник, он и могила его находится около Преоб­ раженского собора на Соловецком Кремле1,—так самоуверенно отвечает „шпаненок" и романтически продолжает:— „Кудеяр награбил у богатых людей много денег, а потом сдуру пошел в монастырь Соловецкий, отдал деньги игумену, на которые монахи и построили „монастырь",— и т. д., все в том же духе. „Кудеяр1 это легенда, в действительности Кудеяр никогда не существовал. Но эта легенда в романе Костомарова открывает яркие картины событий XVI века, она дает познание отдельных бытовых фактов и в этом отношении роман бесспорен. „Где только есть овраг с следами землянок какого-то неизвестного обитателя — там, говорят, жил Ку- деяр-разбойник... Где дикая заросль, где жилище волков, где человеку становится поневоле жутко, где человека как будто бы кто-то сзади хватает— там Кудеяр. Детей пугают именем Кудеяра: бе­ гают дети в лес, а отцы говорят им: не бегайте туда ребятки, там Кудеяр - разбойник ходит, там страшно!". С этими словами Костомарова нельзя не согласиться. Легенда о „Кудеяре" облетела всю Россию, она сделалась достоянием простого народа, задавленного эксплоатацией царей и попов. Соло­ вецкий монастырь 16-го и 17-го веков был бога­ тейший вотчинник, крепостник, купец и торговец, эксплоатировал 5180 человек карельских и помор­ ских крестьян. 12 лет „Дети Шуи Карельской",—говорит одна из грамот,— строили Соловецкий Кремль, сотни и тысячи людей погибли во время этой адской стройки. История монастыря полна мрака, невежества и религиозного дурмана. Соловецкий мятеж 1666— 1 Ср. ст. Н. Виноградова «Кудеяр в Соловках", № 2 Карело-Мурм. Кр. за 1928 г. 1676 гг. имеет ряд романтических картин. Археоло­ гическая комиссия на Соловках открыла в лесах ряд землянок и пустынок, тоже покрытых мраком таинственности. Сюда на „богомолье1* ездил Степан Разин, хотя богомолье-то являлось ширмой, а на самом деле атаман хотел узнать, как живется хо­ лопам на Поморе от притеснений воевод и попов. Монастырский историк Досифей утверждает, что во время мятежа на Соловках были перебежчики от Донского Атамана С. Разина; это и многое другое перенесло легенду о Кудеяре на Соловки, а по­ тому-то „шпаненок1 и поет: Господу богу помолимся Древнюю быль возвестим, Как в Соловках нам рассказывал Старец Святой Питирим. Было двенадцать разбойников Был Кудеяр-Атаман... В книге Костомарова имена разбойников: Жихарь> Урман, Окул и другие роднят слова^Соловецкой песни: Было двенадцать разбойников Был Кудеяр-Атаман... Тульский историк И. Афремов в полном согласии с Костомаровым, описывая вторжение в Россию Девлет-Гирея в 1571 г., утверждает: „Хана вел к Москве изменник, Белеевский дворянин, сын бояр­ ский, пресловутый Кудеяр-Разбойник". Можно привести еще массу свидетельств о Ку­ деяре, легендарном, герое народных песен и сказок, но все описания „Кудеяра1 буржуазных историков не дают марксистского анализа, все они подходят с точки зрения личности и совсем не хотят понять классовую борьбу, борьбу различных обществен­ ных групп, борьбу, которая составляет основное содержанке жизни человеческого общества, а сле­ довательно и истории этого общества. Смысл со­ бытий, являющихся темой „Кудеяра" был следую­ щий: первые годы царствования Грозного до оприч­ нины были порой, когда три общественные г р у п п ы - боярство, среднее землевладение и городская бур­ жуазия (посадские люди)—временно объединились на одной общей платформе: на захвате Казани и Астрахани, на реформе системы внутреннего упра­ вления (отмена кормлений) и на судебной реформе (составление нового судебника). Роман „Кудеяра" начинается в момент происшедших разногласий между этими группами из-за внешней политики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz