Карело-Мурманский край. 1929, N7.
№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 П етр о заво д ск.—-Онежская губа. с Финляндией полосе,^нотозерские лесные мас сивы отличаются крайне слабой населенностью; заселение их является ближайшей задачей колони зации Мурманского округа. Лесные промыслы здесь должны явиться одной из существеннейших подсобных отраслей для переселенцев. Все пере численное говорит за то, чтобы промысловое судо строение для нужд мурманского кустарного про мысла развивать на берегах Кольского залива, а не на Белом море. III. Если в области снабжения судостроительной верфи в Мурманске древесиной нет решительно никаких затруднений или препятствий, и если лесо-технические соображения говорят за оставле ние верфи на Кольском заливе, то еще в большей мере за развитие судостроения здесь говорят при чины другого порядка, организационные и геогра фические. Общеизвестно, что тресковый кустарный про мысел у берегов Мурмана начинается удебный в марте—начале апреля, и ярусный в конце мая. В ближайшие годы наиболее целесообразным яв ляется форсирование развития раннего удобного лова, как наиболее дешевого по издержкам про изводства. С другой стороны известно, что Белое море в той его части, которая называется Горлом, освобождается от льда и становится доступным для навигации только в первых числах или в по ловине июня месяца. Таким образом, Белое море оказывается разобщенным с Мурманом в течение 2—3 месяцев, в период весеннего промысла. Пред ставим себе, что промысловые суда—боты строятся на Белом море, они оказываются закупоренными в этом водоеме до середины промыслового сезона и могут быть доставлены на Мурман не ранее половины июня месяца. А так как моторные боты среднего размера представляют собою суда более крупного размера, чем елы, то они не могут, по добно последним, перевозиться на товаро-пассажир ских пароходах, ныне курсирующих по Мурманской линии. Следовательно, новые суда должны будут совершить еще до вступления в промысел длин ное и опасное путешествие на расстоянии до 1 ООО километров. Еще в худшем положении ока жутся такие суда, если им. придется возвращаться осенью в селения Белого моря, когда штормы свирепствуют с особой силой как у берегов Мур мана, так и в Белом море. Нам кажется, что промысловые суда не только должны строиться, но и оставаться в течение кру глого года на Мурмане. Для сохранения судов в непромысловое время, в крупнейших становищах при создаваемых здесь ремонтных мастерских должны быть построены навесы, оборудованные простейшими стапелями для хранения в течение зимы промысловой посуды. Такие навесы на 15— 20 ботов сберегут не мало средств на амортиза ции или на бесцельных прогонах судов в Белое море и обратно. Такие судохранилища будут оди наково полезны как для приходящих, так и мест ных рыбаков. Большие общие преимущества будет иметь верфь в своей технической конструктивной деятельности от того, что положение ее будет вблизи места промысла. Из Мурманска несравненно проще и легче иметь наблюдение за технической стороной работающих в промысле судов, подмечать их дефекты нли преимущества, устранять одни, иногда весьма существенные мелочи, закреплять—другие, вносить конструктивные изменения в типы выпу скаемых судов. Голос самих рыбаков, работающих на получаемых с верфи судах, о мореходных и промысловых качествах последних гораздо скорее и легче можно услышать в Мурманске, чем в Кеми, Онеге или Архангельске Посколько раздробленному, индивидуальному судостроению противопоставляется объединенное судостроение на одной верфи промышленного значе ния, к тому же субсидируемое той или другой к р е дитной системой, крайне важную роль приобретает распределение судов среди потребителей, наблю дение за работой сданных судов и т. п. Государ ственное регулирование снабжения промыслового
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz