Карело-Мурманский край. 1929, N7.

№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 П етр о заво д ск.—-Онежская губа. с Финляндией полосе,^нотозерские лесные мас­ сивы отличаются крайне слабой населенностью; заселение их является ближайшей задачей колони­ зации Мурманского округа. Лесные промыслы здесь должны явиться одной из существеннейших подсобных отраслей для переселенцев. Все пере­ численное говорит за то, чтобы промысловое судо­ строение для нужд мурманского кустарного про­ мысла развивать на берегах Кольского залива, а не на Белом море. III. Если в области снабжения судостроительной верфи в Мурманске древесиной нет решительно никаких затруднений или препятствий, и если лесо-технические соображения говорят за оставле­ ние верфи на Кольском заливе, то еще в большей мере за развитие судостроения здесь говорят при­ чины другого порядка, организационные и геогра­ фические. Общеизвестно, что тресковый кустарный про­ мысел у берегов Мурмана начинается удебный в марте—начале апреля, и ярусный в конце мая. В ближайшие годы наиболее целесообразным яв­ ляется форсирование развития раннего удобного лова, как наиболее дешевого по издержкам про­ изводства. С другой стороны известно, что Белое море в той его части, которая называется Горлом, освобождается от льда и становится доступным для навигации только в первых числах или в по­ ловине июня месяца. Таким образом, Белое море оказывается разобщенным с Мурманом в течение 2—3 месяцев, в период весеннего промысла. Пред­ ставим себе, что промысловые суда—боты строятся на Белом море, они оказываются закупоренными в этом водоеме до середины промыслового сезона и могут быть доставлены на Мурман не ранее половины июня месяца. А так как моторные боты среднего размера представляют собою суда более крупного размера, чем елы, то они не могут, по­ добно последним, перевозиться на товаро-пассажир­ ских пароходах, ныне курсирующих по Мурманской линии. Следовательно, новые суда должны будут совершить еще до вступления в промысел длин­ ное и опасное путешествие на расстоянии до 1 ООО километров. Еще в худшем положении ока­ жутся такие суда, если им. придется возвращаться осенью в селения Белого моря, когда штормы свирепствуют с особой силой как у берегов Мур­ мана, так и в Белом море. Нам кажется, что промысловые суда не только должны строиться, но и оставаться в течение кру­ глого года на Мурмане. Для сохранения судов в непромысловое время, в крупнейших становищах при создаваемых здесь ремонтных мастерских должны быть построены навесы, оборудованные простейшими стапелями для хранения в течение зимы промысловой посуды. Такие навесы на 15— 20 ботов сберегут не мало средств на амортиза­ ции или на бесцельных прогонах судов в Белое море и обратно. Такие судохранилища будут оди­ наково полезны как для приходящих, так и мест­ ных рыбаков. Большие общие преимущества будет иметь верфь в своей технической конструктивной деятельности от того, что положение ее будет вблизи места промысла. Из Мурманска несравненно проще и легче иметь наблюдение за технической стороной работающих в промысле судов, подмечать их дефекты нли преимущества, устранять одни, иногда весьма существенные мелочи, закреплять—другие, вносить конструктивные изменения в типы выпу­ скаемых судов. Голос самих рыбаков, работающих на получаемых с верфи судах, о мореходных и промысловых качествах последних гораздо скорее и легче можно услышать в Мурманске, чем в Кеми, Онеге или Архангельске Посколько раздробленному, индивидуальному судостроению противопоставляется объединенное судостроение на одной верфи промышленного значе­ ния, к тому же субсидируемое той или другой к р е ­ дитной системой, крайне важную роль приобретает распределение судов среди потребителей, наблю­ дение за работой сданных судов и т. п. Государ­ ственное регулирование снабжения промыслового

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz