Карело-Мурманский край. 1929, N7.

26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 ^Т а к им образом, правильно намечаемая органи­ зация судостроительной верфи получила в цитиро­ ванном постановлении не совсем правильное опре­ деление географического ее положения. II. Анализируя проблему реконструкции кустарного промыслового флота, сводящуюся в конечном счете к снабжению рыбаков более совершенным типом судов, а с другой стороны, считаясь с обще­ хозяйственными интересами всего Карело-Мур­ манского края, приходится признать постановление ЭКОСО РСФСР по этому вопросу не отвечающим задачам наиболее быстрого развития кустарного рыболовства на Мурмане. В частности, например, Мурманский окружной исполнительный комитет уже обратился с протестом против такого поста­ новления о верфи в соответствующие директив­ ные органы. В чем же неудовлетворительность решения, принятого ЭКОСО РСФСР, и есть ли у Мурманского окружного исполнительного коми­ тета какие-либо объективно-хозяйственные осно­ вания протестовать против этого решения. Основным мотивом, как мы видим выше, для постановления ЭКОСО явилось соображение Гос­ плана о том, что промысловое судостроение должно находиться вблизи лесных массивов, т. е. у источ­ ников получения основного строительного мате­ риала. Исходя из заключения Госплана, следует сделать вывод, что Мурманск совершенно лишен лесных материалов, потребных для кустарного судострое­ ния. Однако, в действительности это не так. Бли­ жайшие продуктивные насаждения находятся в 25—30 клм. к югу и юго-западу от города, т. е., примерно, на таком же расстоянии, на котором отстоят аналогичные насаждения в Карельском Поморье от населенных приморских пунктов, где производится судостроение. По новейшим данным, лесной район, тягогеющий сплавом к Мурманску— бассейн р. Туломы и Нотозера—имеет лесопокры­ тую площадь в 989 642 гект., из которых 87% занято сосной и 11°/0 елью. Качество сосновых насажде­ ний этого района определяется преимущественно V и VI бонитетами до 90°/0 и 10%—IV бон., с то­ варностью в 78%. Нормальный исчисленный от­ пуск деловой древесины составляет по Нотозер- скому бассейну 200 400 куб. метров деловой и 342300 куб. метр, дровяной древесины в год, кото­ рый в настоящее время используется всего на 3% >. Из сказанного видно, что в достаточной близо­ сти от Мурманска (Кольского залива) расположены обширные лесные площади, со значительным воз­ можным отпуском деловой древесины, используе­ мой в настоящее время в крайне ограниченном количестве (3%). Иными словами, эти крайние северные леса нуждаются в более интенсивной эксплоатации их прироста. Совершенно другую картину видим в лесах, расположенных по западному и юго-западному побережьям Белого моря. Эти районы уже экспло- атируются с достаточной интенсивностью, например, 1 См. Н. Я. Овчинников. „Леса Карело-Мурманского края". Труды Гос. И-та Переселения, т. X, 1928 г. в Сорокском районе действительный отпуск со­ ставляет 59% от возможного, в Кемском районе— 19,5% и в Ковдо-Керетском районе 36%. При этом леса Беломорья отличаются более высокими клас­ сами бонитета и, в силу благоприятных транспорт­ ных условий, имеют возможность широкого сбыта своей продукции на внутренний и внешний рынки. Из этих лесов корневая стоимость древесины, как правило, ниже в лесах Нотозерского района, чем в лесах района Сороки и Кеми. Следовательно с количественной стороны Мур­ манск, или вернее Кольский залив, древесиной для судостроения обеспечен в неменьшей мере, чем любой из пунктов на Белом море. Не встречается здесь также препятствий каче­ ственного порядка. Лес Нотозерского района, при­ надлежа к низшим классам бонитета, дает, правда, хлысты более короткие, иногда меньшего диаметра и большей сбежистости, чем леса Западного Бело­ морья. Но ведь для тех некрупных судов, которые нужны мурманскому кустарному промыслу, как раз и нужны второстепенные экземпляры. Наиболее желательный тип промыслового судна—бот, имею­ щий наибольшую длину в пределах от 12 до 20 ме­ тров, следовательно, особо крупного судового леса для их постройки не требуется. В этом от­ ношении судостроение для кустарных промыслов явится одним из желательнейших потребителей древесины из крайних северных лесов Кольского полуострова в том случае, если верфь будет рабо­ тать на берегу Кольского залива. Если же верфь перенести на Белое море, то здесь она бу^дет по­ требителем древесины из насаждений и без того уже достаточно интенсивно эксплоатируемых, а, кроме того, насаждений, из которых сбыт может быть как угодно широко организован на внутрен­ ний рынок, различным отраслям нашей промы­ шленности и в первую очередь строительной. Все сказанное о Карельском побережье Белого моря относится в одинаковой степени и к Онего- Архангельскому району; их преимущества перед Кольским заливом в области промыслового судо­ строения также являются только кажущимися. Та дешевизна постройки деревянных корпусов, которая наблюдается в Онежском и Двинском районах, определяется не дешевизной здесь леса или рабочих рук, а тем, что местные рыбаки, строя сами для себя елы и баркасы, ничего не платят за лес, не считают стоимость рабочей силы (строят сами) и т. п. Итак, мотивировка, приводимая Госпланом в пользу перенесения судостроения с берегов Коль­ ского залива на Белое море, должна быть при­ знана лишенной того лесо-технического и лесо-эко- номического основания, на котором она построена. Дальнейшее развитие лесной промышленности Мурманского округа, главным образом в его северо-западной части, как раз наоборот требуют сохранения судостроения на 'берегах Кольского залива в качестве одного из потребителей местной древесины. Постройка лесопильного завода в Мур­ манске (в 1930 г.) явится одним из положительных факторов для местного промыслового судострое­ ния. Наконец, развитие эксплоатации лесов Ното­ зерского бассейна имеет крупное колонизационное значение. Будучи расположенными в пограничной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz