Карело-Мурманский край. 1929, N7.
26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 ^Т а к им образом, правильно намечаемая органи зация судостроительной верфи получила в цитиро ванном постановлении не совсем правильное опре деление географического ее положения. II. Анализируя проблему реконструкции кустарного промыслового флота, сводящуюся в конечном счете к снабжению рыбаков более совершенным типом судов, а с другой стороны, считаясь с обще хозяйственными интересами всего Карело-Мур манского края, приходится признать постановление ЭКОСО РСФСР по этому вопросу не отвечающим задачам наиболее быстрого развития кустарного рыболовства на Мурмане. В частности, например, Мурманский окружной исполнительный комитет уже обратился с протестом против такого поста новления о верфи в соответствующие директив ные органы. В чем же неудовлетворительность решения, принятого ЭКОСО РСФСР, и есть ли у Мурманского окружного исполнительного коми тета какие-либо объективно-хозяйственные осно вания протестовать против этого решения. Основным мотивом, как мы видим выше, для постановления ЭКОСО явилось соображение Гос плана о том, что промысловое судостроение должно находиться вблизи лесных массивов, т. е. у источ ников получения основного строительного мате риала. Исходя из заключения Госплана, следует сделать вывод, что Мурманск совершенно лишен лесных материалов, потребных для кустарного судострое ния. Однако, в действительности это не так. Бли жайшие продуктивные насаждения находятся в 25—30 клм. к югу и юго-западу от города, т. е., примерно, на таком же расстоянии, на котором отстоят аналогичные насаждения в Карельском Поморье от населенных приморских пунктов, где производится судостроение. По новейшим данным, лесной район, тягогеющий сплавом к Мурманску— бассейн р. Туломы и Нотозера—имеет лесопокры тую площадь в 989 642 гект., из которых 87% занято сосной и 11°/0 елью. Качество сосновых насажде ний этого района определяется преимущественно V и VI бонитетами до 90°/0 и 10%—IV бон., с то варностью в 78%. Нормальный исчисленный от пуск деловой древесины составляет по Нотозер- скому бассейну 200 400 куб. метров деловой и 342300 куб. метр, дровяной древесины в год, кото рый в настоящее время используется всего на 3% >. Из сказанного видно, что в достаточной близо сти от Мурманска (Кольского залива) расположены обширные лесные площади, со значительным воз можным отпуском деловой древесины, используе мой в настоящее время в крайне ограниченном количестве (3%). Иными словами, эти крайние северные леса нуждаются в более интенсивной эксплоатации их прироста. Совершенно другую картину видим в лесах, расположенных по западному и юго-западному побережьям Белого моря. Эти районы уже экспло- атируются с достаточной интенсивностью, например, 1 См. Н. Я. Овчинников. „Леса Карело-Мурманского края". Труды Гос. И-та Переселения, т. X, 1928 г. в Сорокском районе действительный отпуск со ставляет 59% от возможного, в Кемском районе— 19,5% и в Ковдо-Керетском районе 36%. При этом леса Беломорья отличаются более высокими клас сами бонитета и, в силу благоприятных транспорт ных условий, имеют возможность широкого сбыта своей продукции на внутренний и внешний рынки. Из этих лесов корневая стоимость древесины, как правило, ниже в лесах Нотозерского района, чем в лесах района Сороки и Кеми. Следовательно с количественной стороны Мур манск, или вернее Кольский залив, древесиной для судостроения обеспечен в неменьшей мере, чем любой из пунктов на Белом море. Не встречается здесь также препятствий каче ственного порядка. Лес Нотозерского района, при надлежа к низшим классам бонитета, дает, правда, хлысты более короткие, иногда меньшего диаметра и большей сбежистости, чем леса Западного Бело морья. Но ведь для тех некрупных судов, которые нужны мурманскому кустарному промыслу, как раз и нужны второстепенные экземпляры. Наиболее желательный тип промыслового судна—бот, имею щий наибольшую длину в пределах от 12 до 20 ме тров, следовательно, особо крупного судового леса для их постройки не требуется. В этом от ношении судостроение для кустарных промыслов явится одним из желательнейших потребителей древесины из крайних северных лесов Кольского полуострова в том случае, если верфь будет рабо тать на берегу Кольского залива. Если же верфь перенести на Белое море, то здесь она бу^дет по требителем древесины из насаждений и без того уже достаточно интенсивно эксплоатируемых, а, кроме того, насаждений, из которых сбыт может быть как угодно широко организован на внутрен ний рынок, различным отраслям нашей промы шленности и в первую очередь строительной. Все сказанное о Карельском побережье Белого моря относится в одинаковой степени и к Онего- Архангельскому району; их преимущества перед Кольским заливом в области промыслового судо строения также являются только кажущимися. Та дешевизна постройки деревянных корпусов, которая наблюдается в Онежском и Двинском районах, определяется не дешевизной здесь леса или рабочих рук, а тем, что местные рыбаки, строя сами для себя елы и баркасы, ничего не платят за лес, не считают стоимость рабочей силы (строят сами) и т. п. Итак, мотивировка, приводимая Госпланом в пользу перенесения судостроения с берегов Коль ского залива на Белое море, должна быть при знана лишенной того лесо-технического и лесо-эко- номического основания, на котором она построена. Дальнейшее развитие лесной промышленности Мурманского округа, главным образом в его северо-западной части, как раз наоборот требуют сохранения судостроения на 'берегах Кольского залива в качестве одного из потребителей местной древесины. Постройка лесопильного завода в Мур манске (в 1930 г.) явится одним из положительных факторов для местного промыслового судострое ния. Наконец, развитие эксплоатации лесов Ното зерского бассейна имеет крупное колонизационное значение. Будучи расположенными в пограничной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz