Карело-Мурманский край. 1929, N7.

№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 25 Где строить суда1 I. Одним из основных и наиболее существенных моментов, определяющих развитие кустарного морского рыболовства у берегов Мурмана, глав­ ным образом, кустарного трескового промысла, является состояние промыслового флота. Отста­ лость нашего прибрежного трескового промысла, по сравнению с Норвегией, вызывается преимуще­ ственно технической слабостью мурманского ку­ старного флота, чрезвычайно малой его механиза­ цией, низкими мореходными качествами и т. п. Как известно, господствующим типом на Мурмане являются беспалубные парусно-весельные суда, елы и шняки, грузоподъемностью в 2—2,5 тонны. Радиус промыслового плавания этих судов крайне ограничен, он не превышает 20—25 клм; отсутствие палубы делает их мало устойчивыми при ветрен- ной погоде; отсутствие механического двигателя определяет весьма тихий ход их даже в хорошую погоду. Отсюда малая добыча на 1 рыбака в сезон, в течение которого современные суда совершают всего 14—15 выходов (считая сезон в 5 мес.— май—сентябрь). Если бы удалось добиться хотя бы 10 выходов в море в течение месяца, вместо трех, как это имеет место ныне, то добыча мурманского кустарного трескового промысла воз- расла бы не менее, чем в три раза, т. е. вместо 10 000 тонн тресковых продуктов он давал бы около 30 000 тонн. Но такое увеличение возможно только при условии реконструкции промыслового флота, т. е. замены преобладающего в наше время беспалубного парусно-весельного типа типом более совершенным — моторным палубным ботом. Ныне количество моторных ботов в кустарном промы­ словом флоте не превышает 4—5°/0 общего коли­ чества судов. В норвежском прибрежном промы­ словом флоте количество моторных ботов дости­ гает 80°/0 всех судов. Из сказанного видно, насколько важна проблема реконструкции промыслового флота для развития кустарного рыболовства на Мурмане. Обсуждение этой проблемы имело место в течение последних 3—4 десятилетий. Однако, в прошлом практиче­ ские мероприятия в области развития судострое­ ния для промысловых нужд населения сводились преимущественно к льготам по отпуску леса, пред­ назначаемого на постройку судов. Вопросы орга­ низации самого судостроения, в частности, орга­ низации снабжения промыслового населения судами, не поднимались в таком широком масштабе, как это имеет место в настоящее время. Успешное выполнение реконструкции промы­ слового кустарного флота на Мурмане возможно лишь путем организации местного судострое­ ния. В прошлом, как уже сказано, такой органи­ зации не было; вместо этого имело место со­ действие судостроению, выполняемому силами самого промыслового населения. В каждом поселке 1 В порядке обсуждения. строили суда такого типа и размера, какие были под силу строителям. Такому распыленному судо­ строению отдельных хозяйств необходимо противо­ поставить организованную постройку судов в одном месте; само строительство (верфь) следует техни­ чески хорошо оборудовать и все судостроение подчинить определенному регулированию и напра­ влению. Все это возможно лишь при условии ор­ ганизации на Мурмане государственной судострои­ тельной верфи большой производительности. В этом смысле и разрешается проблема судоснаб- жения кустарного трескового промысла составлен­ ным комиссией по колонизации Карело-Мурман­ ского края „пятилетним планом развития и орга­ низации кустарных рыбных промыслов в Мурман­ ском крае". Названным планом предусмотрена по­ стройка 507 промысловых судов на Мурманской верфи в течение предстоящего пятилетия. Исходя из реалных возможностей развития кустар­ ного трескового промысла на Мурмане, такое за ­ дание следует признать вполне достаточным. Ко­ нечно, создание такой верфи не сможет устранить частного судостроения в крае, например, в Карель­ ском Поморье, в Онего-Двинском районе и т. п. Промысловое население этих районов еще значи­ тельное время будет само для себя строить про­ мысловые суда, преимущественно малых размеров— елы. Но все же снабжение рыбаков улучшенными типами механизированных судов—палубные боты, яхты и др., может выполнять только объединенная государственная верфь. Создание подобной верфи диктуется также и целым рядом других соображений. Например, на­ личие такой верфи позволит регулировать промы­ словый флот в смысле типа (стандартизация), в отношении судопользователей,—снабжение кол­ лективов в первую очередь и т. п. Кроме того, постройка судов на государственной верфи поз­ волит на наиболее льготных условиях передавать построенные суда рыбакам и т. д. Создание укрупненной судостроительной верфи первоначально было предусмотрено в Мурманске, т. е. в непосредственной близости к району про­ мысла. Однако, при прохождении плана в Гос­ плане и ЭКОСО РСФСР вопрос о месте нахожде­ ния верфи подвергся критике, результатом чего явилось постановление ЭКОСО РСФСР от 6/V1I— 1929 г.; в параграфе в пункта 1 этого постановле­ ния говорится „судостроительная верфь должна быть перенесена из Мурманска на Белое море“. Такое постановление, меняющее первоначальную установку перспективного плана, принято на осно­ вании суждений Госплана, который в своем заклю­ чении по рассматриваемому вопросу говорит: „Что же касается местонахождения верфи, то оно должно быть решено или в пользу Архангельска или Ка­ рельской республики, так как организация дере­ вянного судостроения должна опираться на бли­ зость к местным лесным массивам, которые имеются в достаточном количестве и по низкой цене, поз­ воляющей сильно удешевить производство, как в Архангельске, так и в Карельской Республике".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz