Карело-Мурманский край. 1929, N7.

24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Вычислим ассигнования на дорожное строитель­ ство в Мурманском округе на все пятилетие, исходя из отпущенной на 1928/29 год по разассиг­ н о в а т ь Облдорфонда суммы в 70000 рублей. В видах реальности намечаемых предположений примем рост ассигнований в Ю°/0 Тогда получим нижеследующие ежегодные ассигнования: Г о д ы . 1928/28 1929/30 1930/31 1931/32 1932/33 Размеры ас- сигнов. . . . 70 0 .0 77 000 84 700 93170 102 487 а за все пятилетие из средств Облдорфонда имеет быть получена сумма в 427 357 рублей. Есть основания полагать, что отчисления потон- ного сбора в союзный фонд будут уменьшены и тем самым увеличатся ассигнования в Облдор- фонд. Поэтому вполне реально размер определяе­ мых на пятилетие ассигнований повысить на 15— 20°/0, доводя их сумму до 500 000 рублей и из этого исходить в дальнейших предположениях. Установим очередность маршрутов, подлежащих осуществлению в первое пятилетие и стоимость таковых. Отметим, что в осуществление намечаемого пяти­ летнего плана дорожного строительства в Мурман­ ском округе уже ведутся работы по постройке Ловозерской дороги, начатые по полотну в 1926 г. (после рекогносцировочных изысканий 1925 года) и доведенные к настоящему времени до 50-го кило­ метра. Для своего окончания дорога Пулозеро— Ловозеро, согласно составленному производственно­ финансовому плану, потребует сумму в 160 000 руб­ лей (включая работы по ней в 1928/29 строитель­ ном году). Следующим очередным маршрутом необходимо признать Мурманск—Кола—Рестикент. Район, по которому пролегает маршрут, имеет больше перс­ пективы развития, как очаг сельского хозяйства и колонизации округа. В 1927 году на означенном маршруте произве­ дены и подверглись камеральной обработке тех­ нические изыскания с заснятием продольного и поперечных профилей, плана линии, ситуации, зон­ дировки грунтов, а также прорублена просека на всем протяжении до Рестикент. Стоимость работ определяется ориентировочно в следующих размерах. На участке от города Мурманска до села Колы, протяжением 10,4 километра, в виду ожидаемого интенсивного движения, проектируем улучшенную грунтовую дорогу, шириной 8—10 метров, которая обойдется в 46 800 руб. Деревянный мост через реку Колу, у села Колы, будет стоить 30 000 руб. Участок грунтовой дороги от Колы до Рестикент— 65 ,8X 2 0 0 0 = 1 3 1 6 0 0 руб., и паромная переправа через реку Тулому—6 000 руб., а всего 214 400 руб. Изыскания в течение пятилетия имеют быть произведены на двух маршрутах. 1) Охто-Конда—Умба—Кузомень—Тетрино—По­ ной, протяжением 550 клм. 2) Ловозеро—пог. Вороненский—Териберка, про­ тяжением 140 клм. О значении этих маршрутов сказано выше. Выполнение намечаемых для пятилетнего плана мероприятий потребует ведения работ по полотну крупными рабочими массами, при затрудненных условиях снабжения их жильем, продовольствием и медпомощью (бытовые особенности Мурман­ ского края). Это вызывает желательность (необхо­ димость) применения механизации работ (не счи­ тая технических выгод механизации). Составленный план машинодорожного оборудо­ вания предусматривает приобретение машинодо­ рожных снарядов (к условиям крепкого северного грунта наиболее приспособленных, а также удобо­ управляемых) на сумму 17 000 руб. (минимум на­ меченного к первоочередному приобретению). Все мероприятия по пятилетнему плану мыслятся осуществлением на средства Областного дорож­ ного фонда. Помощь местного бюджета планом не предусматривается. Эта помощь может быть получена в виде трудовой помощи населения округа в связи с декретом ЦИК СССР от 29/1 29 г. Однако, осуществление этого декрета в заполяр­ ных условиях жизни тундрового населения встре­ тит особые трудности. Считаясь с невозможностью привлечения к непосредственному трудовому уча­ стию по дорожному полотну местного населения (лопари и ижемцы), проводящего все лето в тундре с оленьими стадами, необходимо заменить трудо­ вое участие денежной компенсацией, размер коей определится в зависимости от количества подле­ жащих к привлечению трудовой повинности чле­ нов данного хозяйства, т. е. в зависимости от мощности его. Возможно заранее учесть те денежные средства, которые могут быть получены из местных ассигно­ ваний населения по представлению РИК’ов. Валовой доход продукции сельского населения округа составит по данным Мурокрплана в 1928/29 г. сумму в Р. 3 726 000, в 1932/33 г. сумму в Р. 5 770 000. Если предположить, что только 1/г°/о население выделит на нужды дорстроительства (недавно Пленум Комитета Севера имел суждение по ана­ логичному вопросу—изыскание средств на местно­ хозяйственные нужды и высказался за 3 процента), тогда за пятилетие получим сумму в Руб. 118 400, которая может быть всецело обращена на новое строительство безрельсовых путей в округе. * ** Уже после того, как статья была написана, нами из Ленинградмеса получены были дополнительные данные, позволяющие расчитывать на ассигнуемую в пятилетие сумму не в 500 000 руб., а в 960 000 руб. Если предположить, что при распределении кре­ дитов эта сумма ежегодными урезками сократится на 20°/0, то и тогда будем иметь 800 000 руб. Это позволит не только произвести изыскания участка Охто-Конда—Умба—Кузомень—Тетрино— Поной, но и выполнить постройкой первую часть маршрута на 100 километров от Охто-Конды до Умбы. Это даст выход лесным материалам Умб- ского лесзавода, работающего на экспорт. Таким образом, проектируемые мероприятия уже в пер­ вое пятилетие заложат прочный фундамент разви­ тия дорог края, в которых столь ощутительна нужда. Г. Т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz