Карело-Мурманский край. 1929, N7.
24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Вычислим ассигнования на дорожное строитель ство в Мурманском округе на все пятилетие, исходя из отпущенной на 1928/29 год по разассиг н о в а т ь Облдорфонда суммы в 70000 рублей. В видах реальности намечаемых предположений примем рост ассигнований в Ю°/0 Тогда получим нижеследующие ежегодные ассигнования: Г о д ы . 1928/28 1929/30 1930/31 1931/32 1932/33 Размеры ас- сигнов. . . . 70 0 .0 77 000 84 700 93170 102 487 а за все пятилетие из средств Облдорфонда имеет быть получена сумма в 427 357 рублей. Есть основания полагать, что отчисления потон- ного сбора в союзный фонд будут уменьшены и тем самым увеличатся ассигнования в Облдор- фонд. Поэтому вполне реально размер определяе мых на пятилетие ассигнований повысить на 15— 20°/0, доводя их сумму до 500 000 рублей и из этого исходить в дальнейших предположениях. Установим очередность маршрутов, подлежащих осуществлению в первое пятилетие и стоимость таковых. Отметим, что в осуществление намечаемого пяти летнего плана дорожного строительства в Мурман ском округе уже ведутся работы по постройке Ловозерской дороги, начатые по полотну в 1926 г. (после рекогносцировочных изысканий 1925 года) и доведенные к настоящему времени до 50-го кило метра. Для своего окончания дорога Пулозеро— Ловозеро, согласно составленному производственно финансовому плану, потребует сумму в 160 000 руб лей (включая работы по ней в 1928/29 строитель ном году). Следующим очередным маршрутом необходимо признать Мурманск—Кола—Рестикент. Район, по которому пролегает маршрут, имеет больше перс пективы развития, как очаг сельского хозяйства и колонизации округа. В 1927 году на означенном маршруте произве дены и подверглись камеральной обработке тех нические изыскания с заснятием продольного и поперечных профилей, плана линии, ситуации, зон дировки грунтов, а также прорублена просека на всем протяжении до Рестикент. Стоимость работ определяется ориентировочно в следующих размерах. На участке от города Мурманска до села Колы, протяжением 10,4 километра, в виду ожидаемого интенсивного движения, проектируем улучшенную грунтовую дорогу, шириной 8—10 метров, которая обойдется в 46 800 руб. Деревянный мост через реку Колу, у села Колы, будет стоить 30 000 руб. Участок грунтовой дороги от Колы до Рестикент— 65 ,8X 2 0 0 0 = 1 3 1 6 0 0 руб., и паромная переправа через реку Тулому—6 000 руб., а всего 214 400 руб. Изыскания в течение пятилетия имеют быть произведены на двух маршрутах. 1) Охто-Конда—Умба—Кузомень—Тетрино—По ной, протяжением 550 клм. 2) Ловозеро—пог. Вороненский—Териберка, про тяжением 140 клм. О значении этих маршрутов сказано выше. Выполнение намечаемых для пятилетнего плана мероприятий потребует ведения работ по полотну крупными рабочими массами, при затрудненных условиях снабжения их жильем, продовольствием и медпомощью (бытовые особенности Мурман ского края). Это вызывает желательность (необхо димость) применения механизации работ (не счи тая технических выгод механизации). Составленный план машинодорожного оборудо вания предусматривает приобретение машинодо рожных снарядов (к условиям крепкого северного грунта наиболее приспособленных, а также удобо управляемых) на сумму 17 000 руб. (минимум на меченного к первоочередному приобретению). Все мероприятия по пятилетнему плану мыслятся осуществлением на средства Областного дорож ного фонда. Помощь местного бюджета планом не предусматривается. Эта помощь может быть получена в виде трудовой помощи населения округа в связи с декретом ЦИК СССР от 29/1 29 г. Однако, осуществление этого декрета в заполяр ных условиях жизни тундрового населения встре тит особые трудности. Считаясь с невозможностью привлечения к непосредственному трудовому уча стию по дорожному полотну местного населения (лопари и ижемцы), проводящего все лето в тундре с оленьими стадами, необходимо заменить трудо вое участие денежной компенсацией, размер коей определится в зависимости от количества подле жащих к привлечению трудовой повинности чле нов данного хозяйства, т. е. в зависимости от мощности его. Возможно заранее учесть те денежные средства, которые могут быть получены из местных ассигно ваний населения по представлению РИК’ов. Валовой доход продукции сельского населения округа составит по данным Мурокрплана в 1928/29 г. сумму в Р. 3 726 000, в 1932/33 г. сумму в Р. 5 770 000. Если предположить, что только 1/г°/о население выделит на нужды дорстроительства (недавно Пленум Комитета Севера имел суждение по ана логичному вопросу—изыскание средств на местно хозяйственные нужды и высказался за 3 процента), тогда за пятилетие получим сумму в Руб. 118 400, которая может быть всецело обращена на новое строительство безрельсовых путей в округе. * ** Уже после того, как статья была написана, нами из Ленинградмеса получены были дополнительные данные, позволяющие расчитывать на ассигнуемую в пятилетие сумму не в 500 000 руб., а в 960 000 руб. Если предположить, что при распределении кре дитов эта сумма ежегодными урезками сократится на 20°/0, то и тогда будем иметь 800 000 руб. Это позволит не только произвести изыскания участка Охто-Конда—Умба—Кузомень—Тетрино— Поной, но и выполнить постройкой первую часть маршрута на 100 километров от Охто-Конды до Умбы. Это даст выход лесным материалам Умб- ского лесзавода, работающего на экспорт. Таким образом, проектируемые мероприятия уже в пер вое пятилетие заложат прочный фундамент разви тия дорог края, в которых столь ощутительна нужда. Г. Т.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz