Карело-Мурманский край. 1929, N7.

йй КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1 Дорожное строительство на Кольском полуострове Гужевое дорожное хозяйство в дореволюцион­ ное время привлекало к себе мало внимания и потому состояние его является наименее изучен­ ным. Общехозяйственный рост страны выдвинул дорожную проблему в качестве очередной задачи дня, а ряд проведенных мероприятий, как-то: объ­ единение дорожного дела, путем слияния аппара­ тов по государственным и местным дорогам в одном ведомстве (ЦУМТ НКПС'а), вместо ранее существовавшего децентрализованного руководства (НКПС и НКВД); придание потонному сбору целе­ вого назначения с образованием союзного дорож ­ ного фонда—несомненно создали организационную и материальную предпосылку для решения выше­ упомянутой задачи. Работы по составлению перспективного плана привлеченным к дорожным работам, о размерах тор ­ говых оборотов прилегающих местностей и т. д. Поэтому постараемся наметить, хотя бы прибли­ зительно, некоторую картину дорожной сети округа и определить: 1) какое количество дорог разных категорий по значению и разных разрядов по ка­ честву необходимо осуществить постройкой в I пя­ тилетие, 2) какие средства необходимы для этой цели. Если обратиться к карте Кольского полуострова (см. карту) и проследить форму группировки на­ селения и экономическое тяготение его хозяйства к отдельным районам, то дорожная сеть округа, связывая наиболее населенные и важные в эконо­ мическом отношении пункты, пересечет весь полу­ остров в меридиальном и широтном направлениях. В Л овозерской ту н д р е .—Перевозка продовольствия на оленях. строительства на безрельсовых дорогах до сего времени производились силами Госплана СССР при участии Центрального Управления Местного Транспорта при НКПС в отношении дорог обще­ союзного значения; местные плановые органы участия в этой работе не принимали, вследствие чего отсутствовала согласованность намечаемых основных предположений с местными задачами по развитию народного хозяйства соответствующего округа или района. Дорожное строительство в Мурманском округе не имеет дореволюционной истории. Работа эта является трудной вследствие отсутствия данных о протяжении и состоянии могущего быть отведен­ ным под дорогу полотна;—вследствие отсутствия данных об ожидаемой грузонапряженности дорог, степени их нужности и значения; наконец, вслед­ ствие отсутствия данных статистических, например, о количестве народонаселения, могущего быть Примером первого явятся маршруты: 1) Л овозеро—пог. Вороненский—Териберка, про­ тяжением 140 километров, связывающий центр Лапландии (село Ловозеро) с центром восточного Мурмана. 2) Пог. Семиостровский—пог. Каменский—село Ивановка—Сергозерский пог.—Варзуга—Кузомень, протяжением около 200 километров, связывающий селенья тундры с побережьем Белого моря. Второе Направление составят маршруты: 1) Пулозеро—Ловозеро, протяжением 92 кило­ метра, соединяющий Ловозеро (центр Лапландии и оленоводческого хозяйства округа) с Мурман­ ской жел. дор 2) Ловозеро — Лявозеро пог. — Семиостровский пог. — Зимне-Куроптевский — Ново-Иокангьский ■—• Лумбовский—Поной, протяжением около 800 кило­ метров (?— Ред.), соединяющий все населенные пунк­ ты тундры,служащие сосредоточием оленеводческого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz