Карело-Мурманский край. 1929, N6.

№ 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 9 Олений транспорт на лесозаготовках. Часто высказываемое предположение о том, что железнодорожный транспорт несовместим с развитием и успехами оленеводства, блестящее опровергается опытом Мурманской железной дороги на Кольском полуострове. За последние годы с развитием экспорта лесоматери­ алов из Карело-Мурманского края значительно возросли лесозаготовки. Усиление лесозаготовительных операций повело к повышению спроса на гужевую силу. Ввоз лошадей на отдаленный Кольский полуостров затрудни­ телен, главным образом, по отсутствию местных кормо­ вых средств, не только сильных кормов — овса, но и объемистого корма — сена. Поэтому работа привозной лошади обходится дорого. К тому же полное отсутствие дорог и обилие снега делает лошадь и вообще мало при­ годной для местных лесных работ. В связи с затруднениями по ввозу гужевой силы, новое применение получил олений транспорт. Олени на лесозаготовках не только заменили лошадь, но и во многих отношениях создали более рентабельный транс­ порт. Проезжая мимо станций Тайбола, Пулозеро и др., можно наблюдать целые караваны райды оленей, везущих дрова и пропсы. Обычная нагрузка на одни сани соста­ вляет 10 —20 пудов при запряжке пары оленей. Перевозка более тяжелых грузов не по силам для оленей и потому обычно перевозятся лесоматериалы длиною не более 3—4 метров. Наиболее удобным объектом и служат дрова и пропсы. На работу выходят оленеводы в январе после рожде­ ственских праздников и работают обычно 2—3 месяца. Главнейшими пунктами подвозки лесоматериалов служат следующие станции Мурманской ж. д.: Имандра, Оленья, Ягельный Бор и Пулозеро. В настоящем 1929 г. в распоряжении одного Мурман­ ского лесзага работало до 300 запряжек оленей. Каждая запряжка вывозит в среднем в те­ чение сезона до 50 куб. метров древесины, а все 300 запряжек вывезут до 15.000 кубо­ метров. В прошлом 1928 г. на работах лесзага участвовало еще большее количество оленей и было вывезено 25.000 кубо-метров древе сины. Причина более слабого участия олене­ водов в вывозке этого года состоит в отказе лесзага платить продовольствием и мануфак­ турой. Особенно остро нуждается оленевод в муке, которой он запасается исключительно в зимнее время, чтобы во-время насушить су­ харей и снабдить ими пастухов на долгий летний период. Из других предметов снабже­ ния оленеводы спрашивают сахар, крупу, белую муку, брезент для палаток и рыболовные снасти. Для учета и распределения гужевой силы в Мурман­ ском округе ныне была создана особая междуведомствен­ ная комиссия. Эта комиссия установила следующие рас­ ценки за доставку пропсов и дров на оленях: Расстояние. Плата с 1 кубо-метра. До 1 клм .............. 46 коп. 99 2 61 »» W 3 70 п И 4 84 и п 5 97 99 99 6 109 п 99 7 р. 32 99 99 8 „ 64 » 99 9 ............................................ 1 „ 77 99 Я 10 ...................2 „ 09 »* Помимо древесины, перевозится значительное количе­ ство остальных грузов. Так все снабжение Ловозерского кооператива, находящегося в расстоянии 100 клм. от железной дороги, производится исключительно на оленях. Но это участие оленей в обычных перевозках не является новостью. Расценка на прочие грузы, кроме древесины, установлена в размере 1 коп. с километра за 16 кгр., считая в грузовом направлении. Чтобы обеспечить своих оленей в кормовом отноше­ нии, оленевод передвигает в район железной дороги и свой чум, как то видно из прилагаемого фото-снимка. В чуме оленевод проживает со своей семьей, а вблизи чума, обычно располагаемого в местности, богатой ягелем, в ночное время пасет своих оленей. Чум на лесных разработках Мурманского лесзага.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz