Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 33 „заколины“ сена, расставленные вдоль зимней дороги у края моря, были объедены оленями. Истощение ягельников на Терском берегу не столько зависит от пастьбы, сколько от заготовок его для домашнего содержания оленей, для корма коровам и овцам. При заготовке ягеля он выдирается целиком, с корнем, до самой земли. Возобновле ние ягеля на таких местах происходит в значи тельно больший период, чем на выбитых пастби щах. Терский район ежегодно заготовляет около 4000 тонн ягеля, опустошая таким образом 6—7 кв. километров ягеленосной площади, если считать ее сплошь покрытой ягелем. VIII. Оленеводство Терского берега, за исключением некоторых хозяйств Поноя и одного-двух хозяйств других селений,—мелкое оленеводство, но большая часть хозяйств все-таки имеет оленей. Из 693 ко ренных хозяйств Терского района в 1927 г. имели оленей 529 или 76%. Всего оленей тогда было 3500 голов, т. е. в среднем по 6—7 оленей на хо зяйство. Состав всего стада района был таков: важенок—38%, рабочих быков—31—32%, прочих 30—31%. Из этого видно, что установка оленевод ства рассчитана главным образом на использова ние оленя в качестве рабочего скота, а не про дуктивного животного. Продукция оленеводства в 1926 г., по данным Приполярной переписи, со ставляла всего лишь 0,6% всего валового дохода, полученного населением Терского района, тогда как заработки, полученные при помощи оленя, на разных перевозках составляли приблизительно 19%. IX. За последние два года в оленеводстве всего Тер ского берега, как Терского, таки Понойского райо нов, произошли заметные изменения к лучшему. Прежде всего увеличилось общее количество оленей Терского районв с 3.500 до 4.200 голов, т. е. на 20%. Повысился процент годового прироста в 1х/2 раза. С повышением цен на оленьи шкуры и вообще на оленя, олень в некоторых хозяйствах стал уже приобретать значение продуктивного животного. Некоторые хозяева приступили уже к „реконструк ции" своего „стада“ (посколько можно говорить в мелком хоз-ве о стаде); стали заботиться об уве личении числа важенок. Возможность большого заработка с оленями также увеличилась в связи с развитием работы Умбского лесопильного завода. Во время объезда берега в декабре 1928 г. мне при ходилось на пути встречать людей, едущих с рай- дами оленей, для работ при заводе, из мест, отстоя щих от завода на 250 верст. Селение Пялица, в це лях развития оленеводства, решило устроить новую „огороду1 на 60 верст длиной для пастьбы своих оленей. Возможности для развития оленеводства на Тер ском берегу имеются значительно большие, чем само население предполагает. Население, издавна живущее „дарами моря", до самого последнего времени не обращало серьезного внимания на оленеводство. Теперь же, когда эти дары начи нают иссякать и становятся непостоянными, часто не окупающими затрат на получение их, некоторая часть населения, в поисках новых источников существования, внимательней стала относиться к оленеводству. Вполне возможно, что во многих хо зяйствах бывших зверобойных селений, как, напри- мек в Чаваньге, Тетрине, Чапоме, Пялице, не го воря уже о Поное, оленеводство может превра титься в занятие, дающее больший доход, чем морские промыслы. Все зависит от постановки дела, от организации его. В этих селениях олень может играть роль преимущественно продуктив ного животного, так как заработки на перевозках здесь не могут быть значительны. Значительно может развиться оленеводство в за падной части, а именно в Кашкаранцах, так как здесь для этого благоприятные природные усло вия. Необходима лишь твердая организационная сила. X. Особый интерес представляет оленеводство рус ских села Поноя, как и само русское население этого пункта. Здешние русские—почти все лопарского проис хождения. Некоторые во втором поколении, неко торые в третьем и в четвертом. Обрусение лопа рей в этом пункте началось давно, но массовый характер оно имело в 50 — 70-е годы прошлого века. Оно совсем не было принудительным, оно произошло путем перехода к оседлости, к другим формам быта, и далее путем браков с русскими. С оленями это население всегда имело дело и с тундрой никогда не порывало связей. Сами понояне не пасут оленей, а нанимают для этого пастуха. В 1922—24 гг. пас их общее стадо один богатый ижемец, но и при нем стадо не росло и находилось в плохом состоянии. К апрелю 1924 г. у них было всего от 800 до 1000 оленей. В это время предложил поноянам свои услуги пришедший с Печоры один старый пастух самоед. Этот пастух оказался великим мастером оленного пастушьего искусства: с начала 1924 г. до конца 1928 г. (5 отелов) он увеличил стадо Поноя до з.000 голов. В 1928 году стадо выросло на 30% и, кроме этого, продукции (мяса и шкур) было по лучено на 6.000 рублей, из которой продано ты сячи на три с половиной. Это для Мурманского округа исключительный результат. Понойский па стух Илья Васильевич Ледков—природный, потом ственный оленевод, он родился в тундре и всю жизнь провел около оленей. Приходится ему бы вать и акушером — помогать важенкам при труд ных родах, приходится бывать и ветеринаром, и охотником, и зоотехником. Он пасет оленей, пере гоняя их с места на место в зависимости от на личия корма, „гнуса" и иных обстоятельств, он охраняет их от волков, кастрирует быков, „клей- нает" (клеймит уши) телят, ведет оленям учет. Жители Поноя высоко ценлт Илью Васильевича за его трудолюбие, искусство и высокую добро совестность, относясь к нему с предупредитель ностью и уважением. Летом, когда пастуху очень много работы, разрешается ему брать двух помощ ников; кроме этого, помогает ему в работе и моло дой сын. Между пастухом и всем обществом села Поной ежегодно заключается договор, где преду смотрены во_всех подробностях интересы обеих сто рон. Платят ему за пастьбу по 1 рублю с головы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz