Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. № 4—5 декабря. За пригонку оленей берут от 2 рублей (Умба) до 4 (Варзуга, Кузомень) с головы. Бывает, что олени пропадают по д в а -т р и года и только потом возвращаются. IV. Чтобы олени не затерялись и каждый мог знать, чьи олени встретились ему в лесу или пристали к стаду,—у жителей Терского района, от Порьей Губы и до Пулоньги, существует обычай привя зывать оленям на шею особые деревянные значки— „кейкола". Знаки эти бывают разной, часто очень затейливой формы, на них вырезываются: название деревни, фамилия, инициалы или домовое клеймо хозяина оленя Кроме этих знаков, на которых указан адрес владельца оленя, знаков, которые все- таки неспособны быть для оленей постоянными, неотъемлемыми, имеются на оленях другие, посто янные знаки — „ушепятна". „Ушепятна“ — это вы резы на ушах оленей. Вырезы бывают и на одном ухе и на обоих. Основных знаков —„пятен"—десять: рубежи, выверты, четверти, порины, пластины, со рочьи лапы (мыслете), вилки, напалки, покои, ко сяки. Ставятся знаки и отдельно и в различных комбинациях. Если принять во внимание, что вы резы бывают и спереди уха и сзади, на целом ухе и на „резаном", при чем резаное бывает на треть сверху и пополам, — то число комбинаций вполне достаточно, чтобы при нескольких сотнях знаков избежать повторений. Знаки регистрируются в сель советах и районном исполкоме. Осенью, когда часто одиночки олени выходят не по адресу, по падая в чужое селение, сельсоветы сообщают в другие селения по телефону о выходе оленя, подробно описывая „ушепятна". В это время часто можно видеть кого-нибудь из администрации по ясняющим по телефону: „вышла важенка—правое ухо: на целом два рубежа спереди, один сзади; левое—сорочья лапа, сзади и спереди по рубежу"— или что-нибудь в этом роде. Получивший сооб щение сверяет сообщенные знаки с знаками, упо требляемыми в своей деревне. Таким путем разы скивается хозяин. Целоухие лопанки, вышедшие без матки и неизвестно кому принадлежащие, про даются администрацией с торгов в пользу комите тов крестьянской взаимопомощи. V. Зимой оленей держат „на руках", т. е. вблизи селений, а некоторых и при доме. В лесу привя зывают на длинной „хигне" (ременной или вере вочной вожже) к дереву одного или нескольких оленей. Привязанный кормится у места привязи, другие вблизи него. Каждый день хозяева выез жают в лес для перевязи оленей на другое место. В некоторых селениях „на руках" держат не пол ную зиму, а периодами: от осени до начала января „на руках", от начала января до середины февраля (до выезда на „тороса") „спускают", от середины февраля опять берут на руки, а некоторые уез жают на них „на тороса0—для промысла тюленя. В начале апреля, а там, где есть работа на оленях, и в конце апреля, оленей опять „спускают"—уже на все лето. Весной олени уходят в „суземок" —в западной части Терского района—где пасутся до „комара”. С появлением „комара" выходят к морю. Олени деревни Оленицы, Кашкаранц, Кузомени и некото рых восточных селений все лето пасутся вблизи моря. Самыми хорошими летними пастбищами являются места близ деревни Кашкаранцы. Сюда летом сходятся олени многих деревень, ходят у самого моря. Свежая трава, свежие ягели, мелкие кустарники, ягодники—все с соленоватым привку сом от морской воды—являются прекрасным кор мом для оленей. Кашкаранские олени сытые, пло дятся хорошо. Такая пастьба—вольная пастьба, без присмотра человека. VI. Но в Терском районе бывали попытки примене ния и культурных способов пастьбы. В течение продолжительного времени почти каждое селение имело „огороды" для оленей: большие ягельные пространства, огороженные жердями. В настоящее время только в одной огороде у Турьего наволока пасутся олени, да деревня Пялица собирается строить огороду. Все другие селения бросили пастьбу в огородах, признав огороды вредными для оленеводства: в одних огородах олени выходили „сухие" (не жирные), приплод получался мелкий, в других—медведь много оленей уничтожал. В не которых огородах было даже поставлено наблю дение—были нанимаемы „обходные", которым пла тили от 20 коп. (Оленица) до 80 копеек (Кузрека) с оленя в лето. Неудачи с огородами зависят не сомненно от того, что огораживались сравнительно небольшие пространства, где оленю мало было „разбега" и поэтому быстро вытаптывались корма; кроме этого, недостаточен был присмотр за пасть бой в отношении регулирования ее, да и плохо вата была охрана. В хорошей огороде, как напри мер между р. Рындой и р. Харловкой на Мурман ском берегу, результаты пастьбы получаются вели колепные. VII. Значительная часть оленей в зимнее время со держится при доме. Почти каждый хозяин, имею щий оленей, держит при доме одного—двух—трех оленей. Особые „пригоны" устраиваются для них только в Поное, где вообще оленеводство поста влено по другому, о чем будет речь впереди. Во всех других селениях олени держатся около дома там, где удобно их в данный момент держать и кормить. Для оленей, содержащихся при доме, за готовляется ягель. На одного оленя в зиму тре буется ягеля от 120—150 пудов (Варзуга, Кузомень и ближайшие к ним селения) до 250 пудов (Умба, Оленица). Большой расход ягеля происходит от того, что олень ест его не весь, отбросов бывает до половины. Олени очень разборчивы в корме: так одним нравится „боровой" ягель больше, другим „моховой" (низинный). Некоторые приучены к хлебу. В некоторых селениях мне пришлось ви деть, как олени ели сено. Это обстоятельство чрезвычайно интересно и важно, так как вопрос о кормах имеет одно из главных значений в олене водном хозяйстве. Необходимо отметить, что при брежное сено, подсоленное морской водой, нра вится оленям. Я видел во многих местах что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz