Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.

№ 4 - 5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 31 Оленеводство у русского населения Терского берега. I. Терским берегом Белого моря издавна называ­ лась приморская часть Кольского полуострова от Святого Носа, отделяющего воды Баренцова моря (Сев. Ледов. Океан) от вод горла Белого моря, и до устья реки Варзуги, на Белом море. Ныне, с образованием Терского района в Мурманском округе, и даже несколько ранее, под Терским бе­ регом стали понимать и часть прибрежной полосы западнее реки Варзуги до границ Карельской рес­ публики. Таким образом, за всем Терским райо­ ном и прибрежной частью Понойского ныне уста­ новилось название Т е р с к о г о б е р е г а . Население Терского района, за исключением не­ скольких человек, — русское. Население прибреж­ ной части Понойского — русское и лопарское; рус­ ские живут в селе Поное, деревне Пялке и частью — погосте Сосновском; лопари — в погостах Соснов- ском (постоянно), Лумбовском и Иокангском (ле­ том). Русское население начало оседать на Тер­ ском берегу в XV веке. К 1491 г. на реке Вар- зуге образовалось первое историческое русское селение Варзуга, в XVI веке возникли Умба, Порья Губа, Поной. В XVIII веке, кроме них, уже суще­ ствуют: Кузомень, Пялица, Тетрино. II. Основное и издавнее занятие русского населе­ ния —морские, речные и озерные рыбные про­ мыслы и промысел морского зверя. Охота на пуш­ ного зверя и дикую птицу также имела не малое значение для него. В последние годы значение этих занятий несколько изменилось, промысел морского зверя катастрофически упал, а промысел семги значительно обесценился и сократился. Скотовод­ ством население занимается уже давно, но в послед­ ние годы на эту отрасль хозяйства стало обра­ щаться больше внимания, чем раньше. Огородни­ чество, в виде посевов картофеля, вошло в необ­ ходимый обиход лишь недавно — с голодных 1918—22 гг., раньше лишь редкие хозяева пы­ тались разводить картофель. Посевы репы, правда, производились давно: так в Писцовой книге 1608 г. говорится, что в Порьей Губе сеяли репу. В по­ следние три года в западной части Терского района в жизни населения стали играть большую роль работы по обслуживанию Умбского лесопиль­ ного завода: сплав, возка леса, перевозка грузов. Занимается население Терского берега и оле­ неводством. Оленеводство русского населения Тер­ ского берега имеет особое значение: олени здесь до сих пор были важны преимущественно как тяго­ вое животное, нужное для возки дров, сена и ягеля на корм коровам и овцам, для перевозки пассажи­ ров и грузов и поездок по домашним делам и на торосовый тюлений промысел. Продукция олене­ водства имела для населения малое значение. III. Оленеводство русскими терчанами заимствовано от лопарей, вероятно, в первые же времена их по­ селения здесь. Все названия оленей у русских — лопарские или в чистом виде, или переделанные на русский лад. Так, теленок первогодок назы­ вается „ л б л а н к а " , лопанца (по лопарски — лы- паль), второгодок самец— у р а к (лоп. — варек, уырей), самка — в о н д е л ь ц а (лоп. — вуньял, выньл), третьегодок самец — у б о р з (лоп. — уб- берс, выбрась), самка — в о н д е л ь -в аж е н ц а (лоп.— выньл-вайч), самец по четвертому году — ш а л м а т (лоп. — тоже); по пятому году (а у некоторых по четвертому) самцы — к о н д у с (лоп. — кбнтес); самки с четвертого года вообще зовутся в а ж е н ­ к а м и (по -лоп . — ваачь). Быки кастрированные называются просто — быки, а по лопарски: е р ь к ь . Нехолощенные быки — хйрвасы, п о -лоп ар ски — сарьвесь, цёрвас (сравните с латинским — ц е р в у с и немецким — х и рш) . Дикий олень у русских — ш а р д у н , у лопарей — кбннте (дикарь) или конь- цёрвас. Такие же названия имеются и у сканди­ навских лопарей, разница лишь диалектическая. Заимствована была от лопарей и кережка. Теперь она вышла из обихода, ее заменили сани — или простые, для перевозки легких грузов, без задков и передков, или „самоедские" — более легкие с узкой и низкой спинкой. Кережка -же выроди­ лась в „ведулицу" — маленькую без кормы ло­ дочку, с которой охотники ходят в лес на охоту, влача ее за собой на веревке, нагруженную съест­ ными припасами и прочим необходимым скарбом. Порядок содержания оленей, способы пастьбы их и вообще ухода за ними такм£е заимствованы от лопарей. Русские нынешнего Терского района не пасут оленей, С весны и до снежной осени или до на­ чала зимы олени ходят без призора в „сузёмке" (в лесу) или в тундре, осенью олени или сами вы­ ходят ближе к селениям или их разыскивают хо­ зяева. Отправляются хозяева на лыжах или просто пешком в лес, в те места, где обычно можно ожи­ дать найти своих оленей. Ищут их по следам на снегу. Найдя одного, они привязывают его к де­ реву на длинную „хигну“ (вожжу) и идут собирать других, или впрягают в оставленные где-нибудь вблизи сани и на них разыскивает других оленей. Собак при разыскивании оленей не применяют, так как „русские1 собаки — враги оленей: они их распугивают, загоняют иногда до смерти. Поэтому русские или не держат собак в селениях совсем, или держат их на привязи. Часто в целом селении нет ни одной собаки. Выходят олени к „дому“ вместе с приплодом. При важенках находятся их дети-лопанки. Часто хозяева недосчитываются осенью оленей, они не „выходят". Либо от хищного зверя погибают, либо от болезни, либо просто теряются. Олени, куплен­ ные у ижемцев и лопарей, часто уходят к своим старым хозяевам. „Своеродных" оленей, т. е. та ­ ких, которые родились у хозяина, а не куплены на стороне, недосчитываются редко, они не „вы- ходят“ лишь по случаю гибели. Оленей, присое­ динившихся к чужим стадам, владельцы этих стад пригоняют к хозяевам. В Варзуге такая выгонка приурочивается к „Никольской ярмарке" — 19-го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz