Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
№ 4 - 5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 31 Оленеводство у русского населения Терского берега. I. Терским берегом Белого моря издавна называ лась приморская часть Кольского полуострова от Святого Носа, отделяющего воды Баренцова моря (Сев. Ледов. Океан) от вод горла Белого моря, и до устья реки Варзуги, на Белом море. Ныне, с образованием Терского района в Мурманском округе, и даже несколько ранее, под Терским бе регом стали понимать и часть прибрежной полосы западнее реки Варзуги до границ Карельской рес публики. Таким образом, за всем Терским райо ном и прибрежной частью Понойского ныне уста новилось название Т е р с к о г о б е р е г а . Население Терского района, за исключением не скольких человек, — русское. Население прибреж ной части Понойского — русское и лопарское; рус ские живут в селе Поное, деревне Пялке и частью — погосте Сосновском; лопари — в погостах Соснов- ском (постоянно), Лумбовском и Иокангском (ле том). Русское население начало оседать на Тер ском берегу в XV веке. К 1491 г. на реке Вар- зуге образовалось первое историческое русское селение Варзуга, в XVI веке возникли Умба, Порья Губа, Поной. В XVIII веке, кроме них, уже суще ствуют: Кузомень, Пялица, Тетрино. II. Основное и издавнее занятие русского населе ния —морские, речные и озерные рыбные про мыслы и промысел морского зверя. Охота на пуш ного зверя и дикую птицу также имела не малое значение для него. В последние годы значение этих занятий несколько изменилось, промысел морского зверя катастрофически упал, а промысел семги значительно обесценился и сократился. Скотовод ством население занимается уже давно, но в послед ние годы на эту отрасль хозяйства стало обра щаться больше внимания, чем раньше. Огородни чество, в виде посевов картофеля, вошло в необ ходимый обиход лишь недавно — с голодных 1918—22 гг., раньше лишь редкие хозяева пы тались разводить картофель. Посевы репы, правда, производились давно: так в Писцовой книге 1608 г. говорится, что в Порьей Губе сеяли репу. В по следние три года в западной части Терского района в жизни населения стали играть большую роль работы по обслуживанию Умбского лесопиль ного завода: сплав, возка леса, перевозка грузов. Занимается население Терского берега и оле неводством. Оленеводство русского населения Тер ского берега имеет особое значение: олени здесь до сих пор были важны преимущественно как тяго вое животное, нужное для возки дров, сена и ягеля на корм коровам и овцам, для перевозки пассажи ров и грузов и поездок по домашним делам и на торосовый тюлений промысел. Продукция олене водства имела для населения малое значение. III. Оленеводство русскими терчанами заимствовано от лопарей, вероятно, в первые же времена их по селения здесь. Все названия оленей у русских — лопарские или в чистом виде, или переделанные на русский лад. Так, теленок первогодок назы вается „ л б л а н к а " , лопанца (по лопарски — лы- паль), второгодок самец— у р а к (лоп. — варек, уырей), самка — в о н д е л ь ц а (лоп. — вуньял, выньл), третьегодок самец — у б о р з (лоп. — уб- берс, выбрась), самка — в о н д е л ь -в аж е н ц а (лоп.— выньл-вайч), самец по четвертому году — ш а л м а т (лоп. — тоже); по пятому году (а у некоторых по четвертому) самцы — к о н д у с (лоп. — кбнтес); самки с четвертого года вообще зовутся в а ж е н к а м и (по -лоп . — ваачь). Быки кастрированные называются просто — быки, а по лопарски: е р ь к ь . Нехолощенные быки — хйрвасы, п о -лоп ар ски — сарьвесь, цёрвас (сравните с латинским — ц е р в у с и немецким — х и рш) . Дикий олень у русских — ш а р д у н , у лопарей — кбннте (дикарь) или конь- цёрвас. Такие же названия имеются и у сканди навских лопарей, разница лишь диалектическая. Заимствована была от лопарей и кережка. Теперь она вышла из обихода, ее заменили сани — или простые, для перевозки легких грузов, без задков и передков, или „самоедские" — более легкие с узкой и низкой спинкой. Кережка -же выроди лась в „ведулицу" — маленькую без кормы ло дочку, с которой охотники ходят в лес на охоту, влача ее за собой на веревке, нагруженную съест ными припасами и прочим необходимым скарбом. Порядок содержания оленей, способы пастьбы их и вообще ухода за ними такм£е заимствованы от лопарей. Русские нынешнего Терского района не пасут оленей, С весны и до снежной осени или до на чала зимы олени ходят без призора в „сузёмке" (в лесу) или в тундре, осенью олени или сами вы ходят ближе к селениям или их разыскивают хо зяева. Отправляются хозяева на лыжах или просто пешком в лес, в те места, где обычно можно ожи дать найти своих оленей. Ищут их по следам на снегу. Найдя одного, они привязывают его к де реву на длинную „хигну“ (вожжу) и идут собирать других, или впрягают в оставленные где-нибудь вблизи сани и на них разыскивает других оленей. Собак при разыскивании оленей не применяют, так как „русские1 собаки — враги оленей: они их распугивают, загоняют иногда до смерти. Поэтому русские или не держат собак в селениях совсем, или держат их на привязи. Часто в целом селении нет ни одной собаки. Выходят олени к „дому“ вместе с приплодом. При важенках находятся их дети-лопанки. Часто хозяева недосчитываются осенью оленей, они не „выходят". Либо от хищного зверя погибают, либо от болезни, либо просто теряются. Олени, куплен ные у ижемцев и лопарей, часто уходят к своим старым хозяевам. „Своеродных" оленей, т. е. та ких, которые родились у хозяина, а не куплены на стороне, недосчитываются редко, они не „вы- ходят“ лишь по случаю гибели. Оленей, присое динившихся к чужим стадам, владельцы этих стад пригоняют к хозяевам. В Варзуге такая выгонка приурочивается к „Никольской ярмарке" — 19-го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz