Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.

'№ 4— 5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 29 По тропам, проселкам и „зимникам" Лапландии. (Окончание). ■ ‘ Несколько особняком стоит уже упоминавшаяся выше тропа— дорога Варзуга-Ивановка-Каменский. Несмотря на то, что Варзуга видимо потеряла свое крупное значение, все же она является притягательным центром для насе­ ления Летнего Наволока. По дороге Варзуга-Каменский движение идет и зимой и летом. Зимой сюда напра­ вляются олени для продажи русским оленеводам, а позд­ нее на Никольскую ярмарку направляется пушнина, рыба вообще и семга в частности; обратно идут продукты из кооперативов, а в Семиостровский погост даже лодки. Ивановский комитет взаимопомощи продуктами запа­ сается, главным образом, в Варзуге. Летом по этой до­ роге ижемцы ездям, а лопари ходят, правда и те и дру­ гие очень редко, за пополнением продовольственных запасов. По этой же дороге и в старину и теперь еще идут из Варзуги плотники, строители лопарских домов и подручные работники для ижемцев. Из Варзуги же пришли первые русские поселенцы во внутреннюю часть Восточной Лапландии. Все дороги и зимой и летом об­ служиваются оленем, запряженным в сани или ташкой (вьючным седлом). Посколько затронут вопрос о путях сообщения в Во­ сточной Лапландии, необходимо коснуться практической его стороны. В работе А. Е. Н азаренко— „Пути и сред­ ства сообщения за полярным кругом"— опубликован план дорожного строительства на Кольском полуострове. По плану этому предусмотрено проведение следую­ щих дорог: М а р ш р у т п е р в о й о ч е р е д и : - 1. Канда­ л акш а— Умба— Кузомень—Тетрино —Поной при общей длине в 550 км. Маршрут этот является важным в виду его зверобойно-промышленного значения. Дорога связы­ вает 12 сел Терского берега, в том числе три районных центра. Товарность маршрута достигает нескольких сот тысяч рублей. К м а р ш р у т а м в т о р о й о ч е р е д и отнесены: 2. Лов-озеро— Ляв-озеро— пог. Семиостровский— Зим­ ний Куроптевский— Зимний Иокангский— Зим. Лумбов- ский— Поной. 3. Погост Семиостровский— Каменский— с. Ивановка— Варзуга— Кузомень, всего 190 км. 4. С. Поной— Лумбовский п .—Иоканга пог.— 135 км. Здесь необходимо указать, если строительство будет продолжаться, на дорожные нужды, испытываемые насе­ лением с е й ч а с и на осуществление тех дорог и меро­ приятий, которые были бы желательны в интересах про­ цветания края вообще. В дороге Кандалакша— Поной и в особенности Канда­ лакша— Умба существует весьма острая нужда и гово­ рить о ней не приходится, так же как и о дороге Лов- озеро и Териберка. Что же касается дорог второй и третьей очереди, то следует отметить, что значение не­ которых маршрутов не столь важно, чтобы относить их даже и к третьей очереди; одни представляется не­ целесообразным проводить по типу Лов-озерской, другие же, наоборот, необходимо поставить в категорию перво­ очередных. Так, преждевременно говорить о какой бы то ни было дороге, как таковой, по маршрутам Лов-озеро—Семи- остров—Иоканга Поной или Семиостров Зимний— Семи- остров-Дальний—Иоканга Летняя. Проведение дорог по этим маршрутам не имеет под собою никакой реальной почвы так как по этому направлению движение почти не идет, исключая единичных случаев. !) Что же касается пути Лов-озеро—Поной, то сообщение по этому бывшему почтовому тракту и прежде и теперь идет только зимой, о движении по нему в теплое время года в будущем можно только гадать. Как уже указано выше, движение в указанном напра­ влении идет от Лов-озеро через Красную Щелью на Ива­ новку— Иокангу— Поной и в частности от Семиострова на Каменский погост и от Семиострова на Лов-озеро. Движение это чисто местного значения. Население испытывает острую нужду не в дороге, а в дорожных знаках, так как старые вехи уже износились, поэтому насущною необходимостью является установка вдоль всей линии движения каменных дорожных знаков по типу лопарских „табе“ . Если бы местные органы управления при содействии Округа осуществили это на­ сущное мероприятие, край на много десятков лет был бы обеспечен дорогой, которая для оленеводов была бы наилучшей до тех пор, пока не встанет вопрос о дей­ ствительной необходимости в существовании настоящей дороги. Гораздо более остро стоит вопрос с дорогой Поной— Иоканга, по этому пути идут товары из Мурманска и Поноя, идет государственная и частная почта. Обору­ довать ее каменными дорожными знаками всего на рас­ стоянии 135 км. в интересах не только рика и округа, но и области. В этом отношении дорога Поной— Иоканга должна быть отнесена к перворазрядным по обозначению вехами или дорожными знаками. Быть может наибольшего внимания заслуживает дорога Варзуга—Ивановка. При наблюдающейся деколонизации Терского берега, в интересах государства поток пере­ селенцев направить не только в район Мурманского берега и железной дороги, но и в центральную часть ■) Редакция просит соответствующие организации высказаться по затронутому здесь вопросу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz