Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.

22 КАРЕЛО-МУРМАНСКЙИ КРАЙ. № 4 — 5 Комбинат Мурманской дороги должен быть сохранен ). Обследование пятилетней работы транспортно- промышленно-колонизационного комбината Мур­ манской ж. д., законченное на днях специальной комиссией НК РКИ, вскрыло ряд вопиющих фак­ тов бесхозяйственности и извращения классовой линии в работе комбината. Однако, требуя беспощадности и решительности в устранении недочетов и безобразий,—мы дол­ жны добиваться самого внимательного и осторож­ ного подхода к вопросу о путях дальнейшего раз­ вертывания производительных сил Карело-Мурман­ ского края. Ни на минуту нельзя забывать, что в основном должно быть создание таких условий, которые бы обеспечивали достаточно быстрый темп социалистического развития Карело-Мурмана. Меж­ ду тем, уже сейчас наблюдаются некоторые при­ знаки, позволяющие думать, что к этому серьез­ ному и существенному для всего Союза республик делу подходят с некоторым недоучетом его зна­ чения. О таком недоучете говорит нам следующая постановка вопроса, принадлежащая, как можно судить по московской печати, самому НК РКИ: „Деятельность Комбината принесла такие плоды, которые заставляют серьезно задуматься над це­ лесообразностью самого существования Комбината в нынешнем его Виде1. В ближайшее время центральные руководящие органы вынесут окончательное суждение о даль­ нейшей судьбе мурманского комбината. Решение этого вопроса в отрицательном смысле, т. е. расформирование комбината и отнятие от Мур­ манской железной дороги колонизационных функ­ ций с передачей их каким-либо другим органам, поставит задачу развития Мурмана под угрозу и может привести к самым нежелательным послед­ ствиям, которые будут ощущаться во всем союзе советских республик. В самом деле, Мурман—одна из богатейших ок­ раин нашего Союза. Громадные богатые рыбой промыслы, великолепные лесные массивы, крупные железо-рудные месторождения и залежи других ископаемых, колоссальные источники белого угля (до 814 тысяч лошадиных сил), сравнительно мяг­ кий климат, обеспечивающий возможность разви­ тия земледелия, незамерзающее свободное море, соединенное железной дорогой с таким крупным индустриальным центром, как Ленинград—все это предрешает Мурману блестящее будущее, при усло­ вии заселения его соответствующими рабочими силами. >) Статья идет в порядке обсуждения. Прим. ред. До сих пор колонизация Мурмана производилась по типу колонизации Канады, т. е. опиралась на железную дорогу, обязанностью которой и явля­ лось развертывание колонизационных мер. Опыт Канады показал полную целесообразность и пред­ почтительность такого типа колонизации перед всяким другим в северных областях. Своим быст­ рым промышленным ростом Канада обязана именно этому способу. Есть ли какие-нибудь основания отказаться от использования этого опыта в СССР и именно на Мурмане, где железная дорога является становым стержнем экономики края. Нам кажется, что ка­ ковы бы ни были результаты обследования РКИ, каковы бы ни были частные дефекты руководства,— ставить их в прямую зависимость от типа колони­ зации, примененного в Мурманском крае, невоз­ можно. Если обеспечить колонизационной работе, целью которой является промышленное развитие края на основе его заселения, надлежащее руко­ водство,—нет никаких оснований сомневаться в не­ применимости канадского опыта в условиях Мур­ мана. А между тем возможный отказ от применения этого опыта грозит серьезными последствиями. Осво­ бождение Мурманской ж. д. от колонизационных функций поставит вопрос о передаче их каким-то другим органам. Каким же именно? Сообразно с обычным типом колонизации на других окраинах СССР, „наследниками" Мурманской ж. д. по коло­ низационной работе должны явиться АКССР и Мур­ манский окрисполком—каждый в своих террито­ риальных границах. Смогут ли сравнительно небольшая и не имею­ щая достаточных материальных возможностей Ка­ релия и еще менее богатый Мурманский окриспол­ ком дать нужный темп колонизации и развитию производительных сил страны? Конечно, нет. Д е­ централизация, разукрупнение колонизационной работы между сравнительно маломощными орга­ нами только снизят темп колонизации и развития края. Ни достаточных капиталов вложений, ни долж ­ ного обеспечения рабочей силой АКССР и Мур­ манский окрисполком дать не могут. Возьмем такую область, как лесное хозяйство. Раз­ дробление имеющихся в колонизационном отводе лесных массивов между АКССР и окрисполкомом не даст Карелии достаточных лесных фондов для надлежащего развертывания лесоэкспорта. Сравни­ тельно скромные запасы древесины в Южной Каре­ лии скоро будут исчерпаны, если только колониза­ ционная работа не позволит приступить к разработке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz