Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
22 КАРЕЛО-МУРМАНСКЙИ КРАЙ. № 4 — 5 Комбинат Мурманской дороги должен быть сохранен ). Обследование пятилетней работы транспортно- промышленно-колонизационного комбината Мур манской ж. д., законченное на днях специальной комиссией НК РКИ, вскрыло ряд вопиющих фак тов бесхозяйственности и извращения классовой линии в работе комбината. Однако, требуя беспощадности и решительности в устранении недочетов и безобразий,—мы дол жны добиваться самого внимательного и осторож ного подхода к вопросу о путях дальнейшего раз вертывания производительных сил Карело-Мурман ского края. Ни на минуту нельзя забывать, что в основном должно быть создание таких условий, которые бы обеспечивали достаточно быстрый темп социалистического развития Карело-Мурмана. Меж ду тем, уже сейчас наблюдаются некоторые при знаки, позволяющие думать, что к этому серьез ному и существенному для всего Союза республик делу подходят с некоторым недоучетом его зна чения. О таком недоучете говорит нам следующая постановка вопроса, принадлежащая, как можно судить по московской печати, самому НК РКИ: „Деятельность Комбината принесла такие плоды, которые заставляют серьезно задуматься над це лесообразностью самого существования Комбината в нынешнем его Виде1. В ближайшее время центральные руководящие органы вынесут окончательное суждение о даль нейшей судьбе мурманского комбината. Решение этого вопроса в отрицательном смысле, т. е. расформирование комбината и отнятие от Мур манской железной дороги колонизационных функ ций с передачей их каким-либо другим органам, поставит задачу развития Мурмана под угрозу и может привести к самым нежелательным послед ствиям, которые будут ощущаться во всем союзе советских республик. В самом деле, Мурман—одна из богатейших ок раин нашего Союза. Громадные богатые рыбой промыслы, великолепные лесные массивы, крупные железо-рудные месторождения и залежи других ископаемых, колоссальные источники белого угля (до 814 тысяч лошадиных сил), сравнительно мяг кий климат, обеспечивающий возможность разви тия земледелия, незамерзающее свободное море, соединенное железной дорогой с таким крупным индустриальным центром, как Ленинград—все это предрешает Мурману блестящее будущее, при усло вии заселения его соответствующими рабочими силами. >) Статья идет в порядке обсуждения. Прим. ред. До сих пор колонизация Мурмана производилась по типу колонизации Канады, т. е. опиралась на железную дорогу, обязанностью которой и явля лось развертывание колонизационных мер. Опыт Канады показал полную целесообразность и пред почтительность такого типа колонизации перед всяким другим в северных областях. Своим быст рым промышленным ростом Канада обязана именно этому способу. Есть ли какие-нибудь основания отказаться от использования этого опыта в СССР и именно на Мурмане, где железная дорога является становым стержнем экономики края. Нам кажется, что ка ковы бы ни были результаты обследования РКИ, каковы бы ни были частные дефекты руководства,— ставить их в прямую зависимость от типа колони зации, примененного в Мурманском крае, невоз можно. Если обеспечить колонизационной работе, целью которой является промышленное развитие края на основе его заселения, надлежащее руко водство,—нет никаких оснований сомневаться в не применимости канадского опыта в условиях Мур мана. А между тем возможный отказ от применения этого опыта грозит серьезными последствиями. Осво бождение Мурманской ж. д. от колонизационных функций поставит вопрос о передаче их каким-то другим органам. Каким же именно? Сообразно с обычным типом колонизации на других окраинах СССР, „наследниками" Мурманской ж. д. по коло низационной работе должны явиться АКССР и Мур манский окрисполком—каждый в своих террито риальных границах. Смогут ли сравнительно небольшая и не имею щая достаточных материальных возможностей Ка релия и еще менее богатый Мурманский окриспол ком дать нужный темп колонизации и развитию производительных сил страны? Конечно, нет. Д е централизация, разукрупнение колонизационной работы между сравнительно маломощными орга нами только снизят темп колонизации и развития края. Ни достаточных капиталов вложений, ни долж ного обеспечения рабочей силой АКССР и Мур манский окрисполком дать не могут. Возьмем такую область, как лесное хозяйство. Раз дробление имеющихся в колонизационном отводе лесных массивов между АКССР и окрисполкомом не даст Карелии достаточных лесных фондов для надлежащего развертывания лесоэкспорта. Сравни тельно скромные запасы древесины в Южной Каре лии скоро будут исчерпаны, если только колониза ционная работа не позволит приступить к разработке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz