Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.

№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 13 разумного отдыха, связанного с демон- стрированием хозяйственных достиже­ ний. „Во многих деревнях население отме­ чало праздник в своем быту, вывеши­ вая флаги, наряжаясь по праздничному и по существующей традиции приглашая друг друга в гости1* (Шокша). Характерным является то, что кре­ стьяне в ряде мест охотно отказывались от праздников религиозных, отдавая предпочтение празднику революцион­ ному — годовщине Октября (в Шокше отменили три .религиозных праздника). Единичные случаи работы в годовщину Октября подвергались общественному осуждению. Так было в селе Рыбреке, когда вся деревня „осудила" крестья­ нина, вышедшего молотить хлеб 6 ноября. В десятую годовщину Октябрьской революции, наряду с ранее применяе­ мыми формами массовой работы, завое­ вали себе определенное место угоще­ ния и чаепития, с товарищескими бе­ седами. | Утозеро, Видлицы и Масельга устраивали мас­ совые праздники. В некоторых местах крестьяне сами собирали деньги на угощение. Приводим один из примеров: в Олонецком районе в 12 ча­ сов дня после демонстрации было чаепитие с уго­ щением. Делегатки подносили чай с пирогами, конфекты для женщин, а папиросы для мужчин. За чаем были приветствия и беседы про сельское хозяйство. Крестьянин Артемьев говорил, что бур­ жуазная власть и попы все обещали рай на том свете, тов. же Ленин вывел нас из этого гнета и научил нас строить „рай“ на этом свете. После чая было устроено в красном уголке собрание „на котором постановили: в память десятилетия Октябрьской революции построить своими силами здание для кооператива и увеличить членские взносы до 10 руб.“ (из отчета Олон. Райкома партии). Таким же порядком проводились местами и производственные праздники (день урожая в селе Нигижме, Пудожского района). Антикультурные силы в Карелии и их работа. Быстрый темп социалистического строитель­ ства и ростки нового быта не могли не повлиять на реакционное духовенство и бывших людей, выброшенных революцией за борт социалистиче­ ского корабля. Они начали объединяться в рели­ гиозные организации для проведения своей контр­ революционной работы. Нижеприводимый состав групп (руководящих) религиозных организаций подтверждает сказанное. Во главе церковных советов Карелии стоят анти-советские элементы. Из 25 членов совета кафедрального собора в Петрозаводске 20 домо­ владельцев, бывший земский начальник, полицей­ ский пристав, исправник, капитан царской армии и 7 купцов. В кемском соборном совете-—урядник, два кулака, столоначальник кемской полиции и купчиха. В церковном совете заводской церкви (гор. Петрозаводск) — бывшие меньшевики и участ­ ники контр-революционных восстаний, колдовства в Карелии,— „Привораживание" девущки к парню. (Ухтинский район), В Карелии имеется 137 религиозных обществ, в них 22 двадцатки (церковных советов) и 115 пятидесяток. Активных поповских „агит-пропаган- дистов" 2.000 ч.; в том числе 225 священников, 220 дьяконов, 250 чтецов, церковных старост и других. Кроме того, имеются несколько отдель­ ных групп сектантов. Наиболее крупные из них: в селе Сорока: три старообрядческих молельни, в селе Выгостров— 1 старообрядческая молельня, в деревне Петрозер— 1 старообрядческая молельня, на Соломенском л/заводе — группа евангелистов 50—60 человек, на Сорокских л/заводах — группа баптистов — 18 чел ., в селе Нигижма — группа еван­ гелистов 22 чел., есть группы сектантов в Сорок- ском районе (старообрядцы), в Кемском, Пудож­ ском, Повенецком и Сегозерском районах (старо­ обрядцы), Шальском и Тунгудском районах (скрыт­ ники-бегуны). Церковные и сектантские организации своей деятельностью препятствуют проведению работы по поднятию культурного уровня населения. Возь­ мем для примера сектантов Кандалакши. Местная изба-читальня готовилась к проведению ликвида­ ции неграмотности среди населения. В селе орга­ низовалась инициативная группа, которая заня­ лась подготовительной работой к организации ячейки об-ва „долой неграмотность" эта же группа провела запись неграмотных, желающих обучаться грамоте. Кандалакшские сектанты выступили про­ тив ликвидации неграмотности, пустив по селу слух о том, что с каждого неграмотного за обу­ чение сельсовет будет брать по 8 рублей. В резуль­ тате никто из крестьян, записавшихся на ликпункт, не стал посещать занятий. Стремясь подчинить массы своему влиянию, ц е р к о в н и к и п ы т а ю т с я п р о н и к н у т ь в о в с е п о р ы о б щ е с т в е н н о й ж и з н и , исполь­ зовать для своей пропаганды все имеющиеся воз­ можности. Имеем ряд случаев активного участия духо­ венства в кампании перевыборов советов. В Свято-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz